Слайд 2
Создание романа
1928 - 1-я и 2-я книги
1929 -1932
- 3-я книга
1937-1940 - 4-я книга
Государственная премия (1941)
Нобелевская
премия (1965)
Одно из первых изданий второй книги «Тихого Дона» М.А. Шолохова. Опубликовано в 1929 году в «Роман-газете» тиражом в 300 тысяч экземпляров.
Шолохов остался в истории единственным писателем эпохи социалистического реализма, который получил Нобелевскую премию с официального разрешения советских властей.
Слайд 3
Важно знать
Действие романа
май 1912 – март 1922.
Действующие
лица:
в романе более 700 персонажей.
В центре романа
поиски
героями истины, своего пути.
Идеалы героев:
дом, семья, естественность, доброта, способность к самопожертвованию, трудолюбие.
Реализм в изображении войны, её жестокости и ужасов.
Историческая достоверность романа.
Слайд 4
Первоначальный замысел романа
Шолохов хотел изобразить события
1917 года – поход казаков
с Корниловым на Петроград.
В окончательном тексте события романа охватывают время с 1912 по 1922 годы.
Почему же автор изменил первоначальный замысел?
«Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса… Начал с этого… Написал листов 5-6. Когда написал, почувствовал, что не то… Для читателя останется непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак? Что за область Войска Донского?»
М.А.Шолохов
Слайд 5
Жанр
«Тихого Дона» - роман-эпопея
Роман
Эпическое произведение,
в котором
судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.
Эпопея
Разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.
Слайд 7
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
1-я книга: 1912 – 1916 гг.
Предвоенное
время, события империалистической войны.
2-я книга: 1916 – 1918 гг.
Февральская
революция 1917 года, корниловщина, Октябрьская революция, начало гражданской войны.
3-я книга: 1918 – 1919 гг.
Война на юге России. Верхнедонское восстание.
4-я книга: 1919 – 1922 гг.
Разгром белоказачьего движения, установление Советской власти на Дону.
Слайд 8
Образ Дона в романе
Тихий Дон… Не сохами-то славная
землюшка наша распахана... Распахана наша землюшка лошадиными копытами.
А
засеяна славная землюшка казацкими головами. Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ой, что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь? Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит…
Слайд 9
Бытовой фон романа
Дон
«Крутой восьмисаженный спуск меж
замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая
россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, - Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живощой подорожник, часовенка на развилке; за ней – задернутая текучим маревом степь».
Слайд 10
Труд в жизни казаков
Труд был очень важен для
казаков. «…представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой
травы и поднятого лемехами чернозёма, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, - теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза».
Большое значение казаки придавали хозяйству:
«…заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью».
Слайд 11
Тема семьи в романе
Важнейшее место в жизни любого
казака занимала семья.
ЧЕСТЬ КАЗАКА
«Степан вылез из-за стола,
перекрестился.
-Расскажи, как мужа ждала, мужнину честь берегла? Ну?
Страшный удар в голову вырвал из-под ног землю, кинул Аксинью к порогу».
Слайд 12
Персонажи романа
Пантелей Прокофьевич
Ильинична
Петро
Григорий
Наталья (жена
Григория)
Аксинья Астахова (любовница Григория)
Дуняша
Слайд 13
Пантелей Прокофьевич
«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич:
раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел
стариком складным. Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства».
Слайд 16
Дуняшка
Дуняшка – отцова слабость – длиннорукий, большеглазый
подросток.
Строптивой и гордой казачкой выросла самая младшая из
семьи Мелеховых.
Слайд 17
Петро
«Старший сын, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый,
в бурной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».
Во время
Гражданской войны выступал за белых. Был расстрелян Мишкой Кошевым.
Слайд 18
Ильинична
Хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная
старуха».
Она признается Наталье, что многого натерпелась от мужа.
И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей.
Слайд 19
Григорий Мелехов
Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия:
вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь
бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу.
Слайд 20
Наследуя черты внешности отца и деда, Григорий как
бы наследует и особенности характера рода Мелеховых: прямодушие, горячность,
храбрость.
Григорий - настоящий, типичный казак, бедовый и честный, каких становится все меньше. Прослеживается некоторая "звероватость" главного героя. Однако эта "звероватость" несколько иного свойства, характерного для степного существа, живущего в гармонии с окружающей его средой. О горячей, неуемной крови, пылающей в жилах Григория, говорят и восточные "чуть косые прорези" глаз, полученных в наследство от бабки-"черкешенки" ("турчанки" по-казачьи).
Слайд 21
Григорий унаследовал способность к нежной, самозабвенной любви. Но
складывается любовный треугольник: Аксинья-Григорий-Наталья.
Григорий пронесет вину в смерти
жены через всю жизнь. Но смерть Аксиньи дает Григорию понять, что же нужно человеческому сердцу.
Поехал казак на чужбину далеку.
На добром своем коне вороном,
Свою он окраину навеки покинул…
Возвращается Григорий Мелехов
в родное село…
Слайд 22
Политические взгляды Григория
Григорий воспитан в лучших традициях
казачества: бережет казачью честь, верен своему долгу, обладает военной
доблестью, не терпит двуличия. Не прячется за спинами товарищей: 4 Георгиевских креста,4 медали, но пролитая человеческая кровь переживается им как трагедия. Необходимость убивать лишила его душу нравственной опоры в жизни: испытывает разочарование в белоказачестве, большевиках, в войне. Переживает внутренний конфликт: отказ от войны и оружия.
Им овладевает идея- некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.
Он ищет ее воплощение в жизни:
Земля-Дом- Продолжение рода.
Слайд 24
Женские образы в романе
Главные женские образы романа -
это Наталья Мелехова и Аксинья Астахова. Обе они любят
одного и того же казака, Григория Мелехова. Он женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Но разрешается он очень трагически.
Слайд 25
Аксинья Астахова и Наталья Коршунова
У Аксиньи "точеная шея",
"пушистые завитки волос", "зовущие губы". Это натура страстная, пылкая.
Любовь к Григорию озарила ее безрадостную жизнь. Зная, что и Григорий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мнение, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа. Независимая и свободолюбивая, Аксинья всюду готова следовать за Мелеховым, не раздумывая, разделить с ним и радости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавливают ее. Любовь стала для этой женщины путеводной звездой
Наталья - верная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Беззаветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привязано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому. Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа.
Наталья — натура прямая, она не умеет ни обманывать, ни лицемерить.
Слайд 27
Характер и судьба Аксиньи Астаховой
Путь Аксиньи в
романе преисполнен множеством конфликтов.
Красота отрицает
серость равенства, она свободна. Ей не нужна уравниловка, несвобода. Автор свел в характере и судьбе Аксиньи как эпической героини земное и идеальное. Ее «коснулись», исковеркали многие житейские удары, а также догмы нового мироустройства.
Слайд 28
«Мысль семейная» в романе
Мысль семейная Натальи Мелеховой развертывается
в сложном поединке с судьбой. Она, оскорбляема отрешенностью от
нее Григория, то бунтует, то уходит из дома, покушается на свою жизнь. Но это усиливает ее цельность, верность идее семьи, дома. Вещий инстинкт подсказывает ей, что в доме свекра она дождется неверного мужа, восстановит разрушенную семью, обретет детей. А что ее ждет вне дома Мелеховых? Там она обречена на вечное одиночество, сиротство. Своим талантом верности, терпения Наталья побеждает «разлучницу» Аксинью. Борьба за домашний очаг является одной из высших морально-этических ценностей.
Слайд 29
К финалу романа умирают и Наталья, и Аксинья.
Что же привело двух почти во всем различных между
собой женщин к печальному исходу?
В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так:
любовь к Григорию.
Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт, фактически ища смерти, а не просто стремясь избавиться от нежелательной беременности.
Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно.
Слайд 30
Роль женских образов в романе
Через образы Аксиньи и
Натальи не только ярче и многограннее проявляется неоднозначная и
беспокойная личность Григория Мелехова, но и раскрывается духовная красота, стойкость, высокие моральные качества донских казачек, их способность к бескорыстной и самоотверженной любви, что делает эти образы незабываемыми для читателя.
Слайд 31
Средства воплощения женских образов в романе «Тихий Дон»
Женские
образы в романе олицетворяют собой Россию – прекрасную, но
обреченную на страдания. Образы своих героинь писатель раскрывает многими художественными средствами. Ведущий среди них – прием психологического параллелизма, когда внутреннее состояние человека сравнивается с состоянием природы. Тем самым не только лучше раскрывается душевный мир героев, но и подчеркивается их неразделимая связь с родной землей, казачьими традициями. Среди других приемов можно выделить психологический портрет, художественная деталь.
Слайд 32
Первая мировая война
Казакам тяжело на службе. Их тянет
домой, к Дону.
-Погано тут, ребяты!
-Мочи нету!
-А
вахмистр – вот сука-то! Копыты коню промывать заставляет.
-Теперя дома блины трескают, масленая…
-Девку зараз бы пошшупал, эх!
-Я, братушки, ноне во сне видал, будто косим мы с батей сено в лугу, а миру крогом высыпало, как ромашки за гумнами…»
Слайд 33
Наступает октябрь 1917 года. Революция. Гражданская война.
Красные приходят
в станицы…
«-А вы кто такие будете?
-Мы-то? Красногвардейцы
Второй Социалистической армии. …
-Мы широко плотим! У Красной гвардии грабежу нету. Казак в сопровождении китайца и другого, оглядываясь, вышел из хаты. Едва лишь спустился с крыльца, - услышал плачущий голос жены. Он вбежал в сени, рванул дверь… Кубанец… тянул хозяйку в полутемную горницу… Казак широко шагнул, собой заслонил жену. Голос его был вязок и тих:
-Ты пришел в мой курень гостем…на что обижаешь бабу?..Я твоего оружия не боюсь!»
Слайд 34
В третьем и четвертом томе ведется рассказ о
Гражданской войне. Гражданская война пришла в каждый дом, унесла
множество жизней. Из главных героев в живых останется лишь Григорий и Дуняшка. История семьи Мелеховых заканчивается тем, что Григорий приходит домой в 1922 году и видит сына Мишатку: «Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот дома, держал на руках сына.» Дальнейшую судьбу главного героя можно легко угадать. Он воевал и с красными, и с белыми, так что его никто бы не хотел видеть в живых. Спокойно пожить ему вряд ли удастся.
Слайд 36
Природа в романе
«По дороге обратно, в Вешенскую, отойдя
приличное расстояние от боевых траншей, когда звуки природы окончательно
пересилили звуки войны, на открытой поляне присела Аксинья передохнуть. Прислушиваясь к сокровенному звучанию мира, отыскала по томительному и сладостному аромату цветок ландыша. Оставаясь по-прежнему благоухающим и нежным, ландыш заметно поддался будущему увяданию, и, перебирая маленькие беленькие чашечки, снизу уже сморщенные и почерневшие, непонятно почему вспомнила Аксинья всю свою прожитую жизнь, а, вспомнив, всплакнула горько: видно, стара стала, станет ли женщина смолоду лить слезы оттого, что сердце схватывает случайное воспоминание». (Кн. III, ч. VII, гл. I.) Неким "шестым чувством", еще не заглохшим окончательно инстинктом услышала Аксинья голос ландыша, открывшего ей сущность
человеческой жизни.
Слайд 37
Роль описания природы в романе
Пейзаж в анализируемом эпизоде
не является условной декорацией к описываемым событиям, и ландыш
- не условный образ-штамп для выражения спектра чувств героя. В этом эпизоде налицо древний контакт между человеком и живым миром природы, восстановление утраченной ранее связи между ними. И природное и человеческое органично, неразрывно связаны друг с другом. Однако понимание этого нисколько не умаляет человека. Напротив - оно возвращает его в вечное лоно природы и дает человеческой душе чувство несравнимого умиротворения.