Слайд 2
Сатира
В политической и литературной борьбе, которую вели революционные
демократы 50-60-х годов, ими было выковано разящее оружие -
сатира. Сатирическая журналистика была сильным средством борьбы против крепостничества и либерализма за освобождение страны от рабства и угнетения.
Слайд 3
Листки
Либерально-буржуазные юмористические журналы и листки, обильно расплодившиеся в
60-е годы, не отличались литературными достоинствами, их уделом было
пошлое зубоскальство, рассчитанное на вкус обывателя.
Весной 1858 г. Петербург наводнили «уличные листки» — копеечные летучие издания, раскупавшиеся городским мещанством и чиновничеством.
Слайд 4
Статья «Уличные листки»
В сентябрьской книге «Современника» за 1858
г. Добролюбов отозвался на него статьей «Уличные листки».
Слайд 5
Характеристики листков
В своем подавляющем большинстве листки:
бессодержательны,
наполнены
старыми анекдотами и пошлыми рассуждениями.
Им присущи:
беспринципность
мелкотемье
Слайд 6
Представители уличных листков
Характеристики эти в большей мере можно
отнести также к известным либерально-буржуазным журналам, возникшим в конце
50-х годов, — «Весельчаку» и «Развлечению».
Конечно, в литературном отношении они были значительно выше, но мелкотемье и беспринципность сводили на нет общественный вес издания такого типа.
Слайд 7
«Весельчак»
«Весельчак», журнал всяких разных странностей, светских, литературных, художественных»
выходил в 1858—1859 гг.
Вначале его возглавляли О. И. Сенковский
(барон Брамбеус) и Н. В. Кукольник. Вскоре Сенковский умер, и руководителем журнала стал реакционно настроенный Н. М. Львов, автор бездарных комедий.
«Приходите смеяться с нами, смеяться над нами... надо всем и обо всем смеяться, лишь бы только не скучать».
Слайд 8
Содержание
Грубое, площадное остроумие назойливо преследует читателя «Весельчака» времен
Сенковского.
Однако плоские шутки и пошлые анекдоты — это
еще не весь «Весельчак». Рассчитанные на вкус неразборчивого, мещанского читателя, юмористические материалы очень часто разбавлялись здесь враждебными выпадами против «Современника».
Продержаться долго такой журнал не мог и в начале 1859 г., растеряв подписчиков, бесславно закончился.
Слайд 9
«Развлечение»
Иной была судьба другого известного в 60-е годы
юмористического журнала — «Развлечение», выходившего в Москве.
Возникнув в
1859 г., это издание продолжалось до 1905 г. Менялись издатели, редакторы, сотрудники, а «Развлечение» — журнал насквозь обывательский, служивший утехой купечеству и мещанству, — продолжал выходить.
Слайд 10
Сотрудники
«Развлечение» основал Ф. Б. Миллер, который был его
редактором и издателем до 1881 г.
В журнале сотрудничали
Б. Н. Алмазов,
В. П. Буренин,
П. И. Вейнберг,
Н. В. Гербель, А. И. Левитов, Л. А. Мей.
Слайд 11
Карикатуры
На страницах «Развлечения» появились, хотя в общем весьма
безобидные, но все же обличительные материалы. Прохаживаясь по адресу
чиновников, полиции, робко говоря о взятках, рассказывая о грубом разгуле фабрикантов и купцов, журнал отдавал дань времени.
Когда обстановка в стране изменилась, критические заметки исчезли, и с 1864 г. «Развлечение» сделалось заурядным обывательским журналом.
Слайд 13
Боевым органом революционно-демократической сатиры стал еженедельник «Искра», выходивший
в течение почти пятнадцати лет — с 1859 по
1873 г.
«Искра» была основана в Петербурге поэтом-сатириком В. С. Курочкиным и художником-карикатуристом Н. А. Степановым. Замысел сатирического журнала с карикатурами возник у них в 1857 г.; тогда же удалось получить официальное разрешение, но с выпуском из-за нехватки денег пришлось повременить.
Слайд 14
Первый номер
Уже первый номер «Искры», вышедший 1 января
1859 г. и составленный талантливо, остроумно, оригинально, получил широкое
распространение. С каждым днем известность журнала росла, и вскоре он стал одним из самых популярных изданий.
В 1861 г. тираж журнала составлял девять тысяч экземпляров.
Слайд 15
Редакторы
Успех «Искры» — заслуга прежде всего его редакторов.
К началу издания журнала Курочкин и Степанов были хорошо
известны в литературных и художественных кругах.
Курочкина знали как поэта, талантливого переводчика Беранже, литератора-народолюбца.
Степанов, талантливый художник-демократ, еще в сороковые годы сблизился с редакцией «Современника» и нарисовал серию карикатур для «Иллюстрированного альманаха» 1848 г., запрещенного к выходу в свет.
Слайд 16
Курочкин и Степанов
Курочкин и Степанов, став редакторами «Искры»,
удачно дополняли друг друга. Курочкин заведовал литературной частью издания,
Степанов — художественной. Им удалось привлечь в журнал талантливых поэтов, беллетристов, публицистов, художников преимущественно из лагеря революционной демократии. «В журнале этом, — писал Горький, — собралась компания самых резких и наиболее демократически настроенных людей того времени...».
Слайд 17
Поэты
Здесь много и плодотворно работали поэты:
Д. Д.
Минаев,
В. И. Богданов,
Н. С. Курочкин,
П. И.
Вейнберг,
Слайд 18
Прозаики
Н. и Гл. Успенские,
Ф. М. Решетников,
А.
И. Левитов,
Слайд 19
Публицисты
Г. 3. Елисеев,
М. М. Стопановский,
Н. А.
Демерт,
Слайд 20
Художники-карикатуристы
П. Ф. Марков,
М. М. Знаменский,
Н. В. Иевлев,
В.
Р. Щиглев и многие другие.
Слайд 21
Корреспонденты
«Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее
не имело ни одно издание. Из разных углов России
в редакцию шли письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд. Нередко бывало, что корреспонденты являлись в редакцию и сообщали Курочкину и его друзьям о фактах, заслуживающих разоблачения в «Искре».
Слайд 22
«Нам пишут»
Многочисленные сообщения из провинции становились основой материала
для отдела «Нам пишут», который составлял M. M. Стопановский.
В «Искре», разумеется, было много интересного и кроме этого обозрения провинциальной жизни, но отдел «Нам пишут» в первые годы издания журнала все же занимал важнейшее место.
Слайд 23
«Нам пишут»
«Нам пишут» создавал «Искре» популярность, помогал проникать
в самые глухие места, воспитывал читателя, который теперь не
только пассивно воспринимал печатное слово, но все больше сознавал себя активным участником издания. По воспоминаниям современников, «Искра» в Петербурге играла как бы роль «Колокола», царские чиновники очень боялись «попасть» в «Искру». Курочкина же по праву называли «председателем суда общественного мнения».
Слайд 24
Цензура
Цензура препятствовала тому, чтобы в журнале обличались крупные
чиновники, назывались города, где творится произвол и беззаконие. Редакция
пошла на хитрость и придумала условные имена, которыми постоянно пользовалась.
Слайд 25
Появление «Искорок»
Читатель быстро научился узнавать города и подлинные
фамилии чиновников. «Искра» била прямо в цель. Это понимали
и в правительственных кругах. С № 29 за 1862 г. отдел «Нам пишут» был запрещен.
Вместо обзоров «Нам пишут» появились «Искорки», где читательские сигналы получили воплощение в виде шуток, афоризмов, пародий, эпиграмм, и «Сказки современной Шехерезады».
Слайд 26
«Хроника прогресса»
Другим постоянным публицистическим отделом «Искры» была «Хроника
прогресса» — цикл передовых статей, начатый в № 5
за 1859 г. Его вел Г. 3. Елисеев. Статьи из этого цикла помещались не в каждом номере. Елисеев предупреждал в первой статье: «...Когда не появится в «Искре» моей Хроники, значит, прогресс подвигается плохо. Если Хроника моя прекратится совсем, пусть разумеют они, что друзья человечества восторжествовали вполне. Тогда уж мне нельзя будет и писать».
Слайд 27
Поэзия
Очень большое место занимала в «Искре» поэзия. Поэтические
произведения, весьма разнообразные по жанрам — от стихотворного фельетона
и пародии до лирического стихотворения и песни, — составляли ядро журнала.
Слайд 28
Задачи «Искры»
Задачи «Искры» были намечены уже в объявлении
об издании журнала, которое рассылалось при газетах в конце
1858 г.
«На нашу долю, — говорилось в нем, — выпадает разработка общих вопросов путем отрицания всего ложного во всех его проявлениях в жизни и искусстве. ...Средством достижения нашей цели... будет сатира в ее общем обширном смысле».
Слайд 29
Борьба со строем
Политическая и эстетическая платформы издания в
объявлении четко не сформулированы, но главная тенденция и жанровая
специфика из него ясны. Первые же номера «Искры» показали, что «отрицание всего ложного» понималось редакцией как непримиримая борьба с самодержавно-крепостническим строем, как защита интересов широких масс людей труда. Сатира журнала была обращена против всей системы государственного строя России.
Слайд 30
Тема социального неравенства
Уже в 1859 и 1860 гг.
в «Искре» получает широкое развитие тема социального неравенства. Она
составляет идейное содержание и публицистики Елисеева, и стихов В. Курочкина, и рассказов Н. Успенского.
Слайд 31
Тема города и помещиков
«Искра» всегда уделяла особое внимание
городской теме, однако жизнь деревни, бедствия народа, отношение помещика
к крестьянину как в дореформенный, так и в послереформенный период занимают в журнале видное место.
В 1859—1860 гг. в «Искре» появилось много статей, стихов и рисунков, сатирически изображающих русских помещиков.
Слайд 32
Против чего выступала
В «Искре» было немало резких выступлений
против казнокрадства, взяток, подхалимства, невежества чиновников; беспринципности, враждебности народу
суда; самоуправства царской полиции. Все это делало журнал демократическим в самом высоком значении слова.
И все же твердо на революционно-демократические позиции «Искра» становится лишь после объявления крестьянской реформы 1861 г. Раньше редакция журнала, неоднородная по своему составу, колебалась между демократизмом и либерализмом, и это сказывалось на издании в целом.
Слайд 33
Острая социальная сатира
Если поставить вопрос, что же было
в «Искре» главным, определяющим в 1859—1860 гг., то на
него можно ответить только так — острая социальная сатира, беспощадное обличение крепостничества. Развиваясь, эта тенденция прочно утвердилась в журнале. В 1861 г. «Искра» становится изданием революционно-демократическим.
Слайд 34
Позиция
Четкость идейных позиций «Искры» обнаружилась сразу же после
объявления крестьянской реформы. Как и «Современник», она встретила манифест
царя «проклятием молчания». Очередной номер «Искры» вышел не 7 марта, как обычно, а только 17-го, и в нем не было ни слова о царском манифесте.
Слайд 35
Революционный демократизм «Искры»
Революционный демократизм «Искры» проявился в ее
борьбе против «гласности» и либерализма. Совсем недавно четкой позиции
в этом вопросе у журнала еще не было. Некоторые сотрудники даже не видели разницы между Добролюбовым и Розенгеймом. Теперь — другое дело. Елисеев, В. Курочкин и другие высмеивают либеральную «гласность», показывают непоследовательность либеральной идеологии.
Слайд 36
Поддержка «Современника»
«Искра» поддерживала «Современник» в его полемике с
«Русским вестником» и другими журналами либерально-монархического толка. В 1862
г. «Искра» резко выступила против реакционного «Нашего времени» и его сотрудника Чичерина.
Слайд 37
Принципы критического реализма
Большую роль сыграла «Искра» в борьбе
за идейность литературы и искусства, за утверждение принципов критического
реализма. Свое понимание литературы как действенного оружия преобразования общества «искровцы» противопоставляли защитникам реакционной теории «искусство для искусства».
Слайд 38
«Отцы и дети»
Заметным фактом общественно-литературной жизни 60-х годов
была полемика вокруг романа Тургенева «Отцы и дети». В
духе революционно-демократических взглядов «Искра» выступала с резким осуждением позиций Тургенева. «Искровцы» упрекали Тургенева в том, что он сознательно исказил образ демократа шестидесятых годов. Наиболее категоричен в своих суждениях был Д. Д. Минаев, обвинявший Тургенева в открытых симпатиях к «отцам».
Слайд 39
Притеснение властей
Четкая программа, которую выдвинула и проводила «Искра»
в шестидесятые годы, ее идейная близость к «Современнику», связь
с Герценом, широкая популярность журнала, который, как говорил Горький, был доступен «и уму, и карману наиболее ценного читателя той поры — учащейся молодежи», — все это не осталось без внимания властей. «Искра» испытывала на себе постоянные притеснения цензуры.
Слайд 40
Уход редакторов
Особым нападкам подвергался редактор «Искры» В. Курочкин.
С 1862 г. власти проявляют к нему повышенный интерес,
с октября 1865 г. он под постоянным надзором полиции. После выстрела Каракозова Курочкин был арестован и свыше двух месяцев провел в Петропавловской крепости.
В 1864 г. цензурный комитет под угрозой закрытия журнала потребовал заменить В. Курочкина на посту редактора. Руководство изданием принял на себя его брат Вл. Курочкин. В это же время из «Искры» ушел второй редактор Н. Степанов, который вскоре стал издавать журнал «Будильник».
Слайд 41
Запрет карикатур
Лицо «Искры» заметно меняется. «Резкий тон журнала
значительно смягчился с устранением от редакции В. Курочкина», —
с удовлетворением признает в 1865 г. цензурное ведомство. Однако «Искра» по-прежнему выступает против произвола и беззакония, поддерживает все передовое и прогрессивное. Цензура бессильна бороться с различными приемами эзопова языка, на котором разговаривали с читателем «искровцы». Тогда журнал получает новый удар: в 1870 г. «Искре» запретили печатать карикатуры.
Слайд 42
Политическую острота
Но и без карикатур, став, по словам
Скабичевского, «мухой без крыльев», журнал все же сумел сохранить
сатирическую направленность и политическую остроту. Это особенно проявилось в материалах, посвященных Парижской коммуне. «Искра» с симпатией писала о коммунарах Парижа и их героической борьбе, называла Тьера с его приспешниками «шайкой интриганов», клеймила позором зверства версальских палачей.