Слайд 2
Детство
Владимир Санги
родился 18 марта
1935 года в
нивхском
стойбище Набиль
на Охотском
побережье
Сахалина в семье
охотника-рыбака.
Тогда
у нивхов не
записывали дату
рождения, только
пол.
Слайд 3
СЕМЬЯ РАНО ПОТЕРЯЛА ОТЦА.
ВЛАДИМИР, ЕГО МАТЬ, СЛЕПАЯ
БАБУШКА,
СЕСТРА И БРАТ ОСТАЛИСЬ БЕЗ КОРМИЛЬЦА.
Слайд 4
В рассказе "Первый
выстрел" В. М. Санги
описывает свои
детские
воспоминания:
"...Сейчас я не
помню, что родилось
раньше: голод,
сказки или я. Но
сколько помню себя,
помню голод и
помню сказки...".
Слайд 5
Школа
-В 1944 году он начал учиться в
школе-интернате для
нивхских
детей в районном центре
Ноглики.
-Когда Володя пошел
в
школу, возникла проблема –
никто не знал его возраста. И
регистрирующая его женщина
махнула рукой и сказала –
запишу тебя на 18 марта,
знаменитый писатель Максим
Горький родился в этот день, и
ты будешь вместе с ним
праздновать»
(М.Горький родился 16 марта)
-Владимир был на голову выше
остальных учеников, младших
по возрасту.
Слайд 6
Уже в школьные годы у него обнаружились большие
литературные способности: сочинения на уроке литературы он мог написать
стихами, как, например, сочинение по "Мцыри" Лермонтова.
Вскоре его стихи стали появляться в районной газете.
Слайд 7
Учёба.
В 1952 г. В.Санги был
принят на подготовительные курсы педагогического института им.Герцена
в Ленинграде.
Слайд 8
Через три года
поступил на
первый курс
Географического
факультета
этого же
института,
Одновременно
учился на
Факультете
физической
культуры и спорта.
Слайд 9
Через 7 лет с дипломом он вернулся на
Сахалин. Преподавал в педагогическом училище г. Александровск-Сахалинский
затем был назначен
инспектором по делам народов Севера Ногликского райисполкома.
Творчество
По роду своей деятельности посещал
отдалённые стойбища, встречался с нивхами и ороками, эвенками и нанайцами, что давало ему возможность записывать нивхские легенды и предания, которые вошли в его первую книгу «Нивхские легенды», изданную в Южно-Сахалинске в 1961 году.
Слайд 11
«Нивхские легенды»
принесли В. Санги
настоящую писательскую
известность. С тех пор
он
стал узнаваемым
литератором.
Следом за первой книгой
выходят из печати
сборник рассказов Санги
«Голубые
горы» и стихи
«Солёные брызги» (1962г.).
В этом же знаменательном году В.М. Санги был принят в члены Союза писателей СССР.
Слайд 12
Произведения В.Санги
Женитьба Кевонгов. Роман.
Изгин. Повесть.
Ложный гон.
Роман.
Тынграй Повесть.
Первый выстрел. Рассказ.
У истока. Рассказ.
Голубые горы. Рассказ.
Последняя дань обычаю.Рассказ.
Семиперая птица. Повесть
По следам моих предков (мифы, легенды, предания).
- Почему на земле людей мало
-Кульгин
-Два подростка и шаман-милк
-Ымхи и ахмалки
-Как красавица хотела уйти от людей
-Девушка и вехр
-В Млых-во
-О бедняке, который женился на дочери морской женщины
-Юноша-сирота и шесть братьев-лентяев
-Человек и тигр
-Откуда пошел род Пал-нивнгун
-О юноше без родственников
-Предание рода Кршыус-Пингун
-О морском Тайхнаде и о шамане, который мучил людей
-Легенда о сироте
-Приключение двух братьев
-Ловец форелей
-О Буктакане
Сказки.
-Кыкык
-Бурундук и медведь
-Мудрая нерпа
-Тюлень и камбала
-На болоте
-Как чайки-крачки стали жить вместе.
Слайд 13
Ых-миф - так нивхи называли остров
Сахалин
Ых-нивнг – житель Сахалина
9.
Слайд 14
А в 1960-70-е годы читателей
порадовали новые крупные
произведения писателя:
повести
«Изгин» 1969 г.
«Тынграй» 1970 г.
Романы
«Ложный гон» 1965г.
«
Женитьба Кевонгов»1971 г.
«Время добыч» 1977 г.
«Легенды Ых – мифа» 1967 г.
Слайд 15
В 1980-е годы выходит
несколько сборников
произведений В.
Санги, в том
числе «Избранное»,
включивших лучшие романы,
повести, рассказы,
сказки и
очерки нивхского писателя,
издана эпическая поэма
«Человек Ых-мифа» (1986 г.),
написанная по мотивам
народных сказаний.
Многие произведения В.М.
Санги переведены на языки
бывших союзных республик и
зарубежных стран.
Слайд 16
Книга «Человек ЫХ-мифа» посвящена сказителю Ршызнгауну Вагзибину, праотцу
людей Ых-мифа.
Слайд 17
"Человек Ых-мифа"
В основу книги легли сказания и
напевы одной из лучших сказительниц Хыткук. Она умерла в
1974 году, но успела передать эстафету новому поколению нивхов.
Слайд 20
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
1.Пила-Керкка-Охотское море
2.Лагуна- морской залив ,отделенный от моря
песчаной косой.
3.Отмель-мель идущая от берега.
4.Мелководье- низкий уровень воды в
реке или водоёме.
5.Ил-вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема.
6.Седьмой вал- сильное волнение на море, шторм , буря.
7.Сородичи-родственник или человек близкий по происхождению, месту жительства.
Слайд 21
Построение сказки
Присказка
Зачин
Сюжет
Концовка.
Слайд 22
Выбери. Какая сказка по сюжету? Почему?
Волшебная.
Бытовая.
О животных.
Богатырская.
Слайд 23
В. Санги многое
сделал для народов
Севера России:
спас
от закрытия факультет народов Севера в Ленинграде,
утвердил официально
письменность для нивхов,
подготовил и выпустил учебники нивхского языка.
С помощью своей письменности, официально принятой в 1979 году, В. Санги перевел для школьников произведения Ш. Перро, Л. Н. Толстого и других классиков,
в1981 году выпустил в свет первый нивхский букварь,
в 1984 - учебник нивхского языка и книга для чтения,
в 1987 - книга для дополнительного чтения.
Слайд 24
Трудные слова, встречающиеся в текстах (нивхский язык)
Ых-миф -
так нивхи называли Сахалин
Ых-нивнг – житель Сахалина
Нгастур – древняя
поэма о подвигах героя
Милк – злой дух
Кинр – злой дух, более могущественнее, чем милк
Курнг — всевышний дух
Ызнг — добрый дух
То-раф – зимник (деревянное жилище, полузасыпанное землёй, крытое корой деревьев, с дымовым отверстием в потолке)
9. Мос – студень из рыбьей кожи с ягодой
10. Хонь – восклицание, означающее просьбу слушателей начать, а после начала продолжать тылгур.
11. Тылгур – повествование о необыкновенных событиях из жизни нивхов
12. Тиф — осень
13. Млых-во — потусторонний мир
Слайд 25
Сейчас В. Санги живет то в пос. Песчанское
Анивского района, где работает, чтобы сделать эту местность пригодной
для жизни нивхов, то в своих любимых Ногликах, где пытается восстановить правила взаимоотношений человека с окружающей средой.
Слайд 26
Возраст его для нивха преклонный, но Владимир Михайлович
Санги бодр и энергичен. Ведь у него благородная цель
- сохранить на Земле нивхский народ и его самобытную культуру
Слайд 27
В конце 90-х годов В. М. Санги вернулся
на Сахалин и был избран вождем рода Кетнивгун.
Он, лауреат
Государственной премии России им. М. Горького,
член международной Лиги защиты прав и свобод человека при экономическом и социальном Совете ООН, выбрал судьбу своего маленького народа, затерянного в вековой тайге и на берегах далекого Охотского моря.
Слайд 28
Нивхам, по мнению В. Санги, нужна отдельная территория,
где они могли бы жить, никому не мешая. Им
ничего не нужно из благ цивилизации - сохранить свою самобытность они могут, только живя в своей естественной среде обитания, наедине с природой.
КСТАТИ
Сегодня носителей нивхского языка осталось менее двадцати человек. ЮНЕСКО внес нивхский язык в разряд находящихся под угрозой исчезновения.
Слайд 29
Так у В. Санги возникла идея создания резерваций
для нивхов в нескольких районах Сахалина. Его проект носит
название "Этнокультурный проект "Нивхское стойбище. Жилое". Планировалось отвести для их обитания участки в Долинском районе.
Слайд 30
Наш знаменитый земляк В. М. Санги ведет большую
общественную работу на протяжении всей своей долгой и беспокойной
жизни.
В течение ряда лет он избирался секретарем правления Союза писателей России,
был президентом Ассоциации народов Севера.
В 2002 году В. Санги его труд был отмечен Премией губернатора Сахалинской области,
в 2004 году -Премией Сахалинского фонда культуры.
Слайд 31
В марте-мае 2004 года по гранту
министерства образования Японии и при участии Токийского государственного университета
иностранных языков всемирно известной фирмой "Сони" и В. Санги успешно переведены на цифровые носители собранные и сохраненные произведения нивхского фольклора.
В числе записанного - нивхский эпос, исполняемый пением.
Записаны также исключительно редкие образцы мифов, (исторические и родовые предания, лирические песни и др.)
Слайд 32
«В 1963 году, во время создания в родном
посёлке писателя – в Ногликах – народного университета культуры
(восьмого по счёту на острове) Санги был единодушно избран на пост ректора»
Слайд 34
«Тынграй» 1970 г.
Книга "Тынграй", названа по кличке собаки.
В "Тынграе" всего четырнадцать страниц, но по глубине замысла,
по масштабности сюжета и законченности судеб людей и их помощников собак это самая настоящая повесть.