Слайд 2
Полулегендарная биография
Биографические данные Сапфо противоречивы и спорны.
Сапфо родилась на Лесбосе, в г. Митилены (по другим
сведениям, в г. Эрес). Известно, что она принадлежала роду «новых» митиленских аристократов; её отец Скамандроним занимался торговлей. В шесть лет девочка осиротела; родственники отдали её в школу гетер. Редкое чувство слова и ритма обнаружилось у Сапфо ещё в раннем возрасте; уже в школе гетер она писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни. Сапфо не было двадцати лет, когда в Митиленах начались столкновения, вызванные противоборством ведущих аристократических семейств и возникшими на этом фоне выступлениями демоса. Она стала жертвой тех же обстоятельств, от которых пострадал Алкей; около 610 Сапфо и всем её родственникам-аристократам пришлось бежать на Сицилию. Только в 595, когда Сапфо было уже за 30, она смогла возвратиться на родину.
Слайд 3
Метрика и ритмика
Сапфо ввела в стихосложение несколько
ритмических образцов (напр. названные её именем Большую и Малую
Сапфические строфы), которые высоко ценились и её современниками, и поэтами позднего времени, в том числе латинскими (напр. Катуллом, который фактически первый использовал в латинском малую Сапфическую строфу; Горацием, который использовал её с непревзойденным для латинского языка мастерством).
В противоположность дорической хоровой лирике, монодическая (сольная) лирика эолийцев допускала либо однородные системы, либо строфы, состоящие из дистихов и тетрастихов; но отсутствие разнообразия строфики компенсировалось разнообразием ритма стихов.
Слайд 4
Восхищенная
Получалась самобытная поэзия: свежая и наивная – с одной
стороны, с другой – раскаленная, словно смешанная с огнем. Сапфо быстро почувствовала свой талант
и начала экспериментировать со стихотворными размерами. Изюминкой ее ритмики стала особая строфа – в ней три одинаковые по размеру строки завершаются короткой восклицательной четвертой. Эта изящная форма быстро прижилась среди лириков под названием "сапфической строфы".
Слайд 5
Раскрепощенная
Сапфо была замужем, но очень недолго. Ее муж,
влиятельный торговец Керкил, быстро сошел в царство Аида, а вскоре за ним
последовала и их маленькая дочь. Сапфо, конечно, очень горевала, но больше по девочке, чем по мужу, поскольку ложе ее пустовало редко. Любовников, как и любовниц, у Сапфо было немало.
Слайд 6
Обожествленная
Ныне Сапфо живет на страницах книг – в
обрывках уцелевших строф и переводов и в восхвалениях знаменитых мыслителей.
"Божественной, коей не найдется равной среди женщин" называл Сапфо философ Солон. "Десятой музой, смертной среди муз бессмертных" она была для Платона.
Слайд 7
Сапфо и ее любовь
Творчество Сапфо, исполненное восторженными признаниями
в любви, жалобами неудовлетворенной страсти и ревности, позднейшим биографам
дало повод истолковать понятие «лесбийская любовь» весьма однозначно. Само слово лесбиянка, означающее гомосексуальную женщину, по происхождению связано с Сапфо и её кружком. По поводу отношений Сапфо к женщинам — адресатам её стихотворений — уже в древности существовало множество неоднозначных мнений.
Слайд 8
Поэзия Сапфо
Составленный в александрийский период сборник произведений Сапфо
насчитывал 9 книг, расположенных отчасти по метрическим рубрикам, отчасти
по видам мелоса. «Поэзия Сапфо была посвящена любви и красоте: красоте тела, девушек и эфебов, торжественно состязавшихся с ней у храма Геры на Лесбосе; любви, отвлеченной от грубости физиологического порыва к культу чувства, надстраивавшегося над вопросами брака и пола, умерявшего страстность требованиями эстетики, вызывавшего анализ аффекта и виртуозность его поэтического, условного выражения. От Сапфо выход к Сократу: недаром он называл её своей наставницей в вопросах любви» (акад. Александр Николаевич Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, стр. 92).
Слайд 10
Остров Лесбос
Стоит упомянуть также о том, что
социальный статус женщины на о.Лесбос отличался большей свободой, чем
у большинства ионийцев.Женщины в социальной активности здесь не имели почти никаких ограничений. Вместе с мужскими собраниями на острове сохранялись аналогичные объединения женщин. Одно из таких содружеств возглавляла Сапфо. В рамках данного содружества Сапфо обучала девушек музыке, танцам, стихосложению. Подруги и ученицы Сапфо обменивались стихотворениями, которые в первую очередь были связаны с древними культами женственности. На почве лесбосской свободы чувства и действия эта «женская» поэзия естественным образом приобретала откровенное содержание.
Слайд 11
Смерть Сапфо
Как умерла Сапфо, остается загадкой. По легенде,
она покончила с собой. Конечно, из-за любви. И все-таки,
к мужчине. Ее возлюбленный, юноша Фаон, якобы отверг великую поэтессу – уже пожилую и некрасивую женщину, и она, не выдержав удара, бросилась в море с Левкадской скалы.