Слайд 2
Итог творческой жизни
Роман Мастер и Маргарита – итог
творческой жизни замечательного мастера слова Михаила Булгакова. А.Ахматова после
прочтения этого произведения назвала его гением.
Слайд 3
Сюжетно-композиционная сложность романа
Композиционно-сюжетная сложность романа заключается в
том, что он включает в себя несколько повествовательных пластов:
роман о Москве 30-х годов 20 века и исторический роман о древнем Ершалаиме.
С этим связана и сложность жанровой специфики романа. Перед нами сатирический, философский, морально-этический, исторический, бытовой роман.
Слайд 4
Черты «обывательщины, дикости и фальши».
В московских главах с
необычайной силой проявились черты «обывательщины, дикости и фальши». Главными
героями этих глав являются взяточники, управдомы нечистоплотные буфетчики, изолгавшиеся администраторы, спивающиеся чиновники, псевдотворческие личности. Это обычные люди, «москвичи как москвичи». Но тем и страшна узнаваемая картинка, ведь в ней изображена реальная жизнь реальных людей, существование которых пронизано мелким злом. Весь ужас происходящего заключается в том, что расточаемое всеми зло воспринимается как привычная норма жизни
Слайд 5
На окраине Москвы… расположился старинный двухэтажный дом с
решётками на окнах…
На окраине Москвы, вдали от шумных улиц
и площадей, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Если же погода благоволила, то желающих примкнуть к толпе было ещё больше. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства.
Слайд 6
«Приём с 11 до 12", - и, что
немаловажно, - огромный железный замок»
Этот пчелиный рой копошился, непрерывно
передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: "Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12", - и, что немаловажно, - огромный железный замок.
Те счастливчики, кому удавалось-таки попасть на приём за отведённые шестьдесят минут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры в каменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и ради этого можно было стоять в очереди сутки напролёт.
Слайд 7
Кто скажет что-нибудь
в защиту зависти?
Каждого среднестатистического москвича
терзала чёрная зависть: почему небо наградило их, а не
меня? Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но всё же надо войти и в положение очередника. За дубовой дверью находилась крохотная, но в изысканном стиле отделанная приёмная, с телефоном и узорным ковриком для ног. За столом в течение всего рабочего часа сидели два полнощёких, румяногубых и гладко выбритых гражданина лет шестидесяти.
Слайд 8
Истинная натура москвичей.
В их поведении было сразу несколько
странностей: они не переставали что-то бормотать, время от времени
громко хихикали, вызывая у посетителей небезосновательные опасения за их душевное состояние.
Истинная натура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистического государства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины их жизни
Слайд 9
Истинная натура москвичей.
Теперь «осетрина второй свежести» в первоклассном
ресторане Москвы не является случием из ряда вон выходящим.
Москвичам некогда думать о душе, когда решается квартирный вопрос, поэтому Алоизий Могарыч легко доносит на невиновного соседа. А киевский дядя Берлиоза, не нуждавшийся в дополнительной площади, спешит вселиться в «нехорошую квартиру». Возмущенное окружение Воланда наказывает профессора, не дожидаясь справедливого решения властей.
Слайд 10
Истинная натура москвичей.
Одним из главных эпизодов в этой
теме является представление черной магии в Варьете. Зрителей сначала
обольщают деньгами, бесплатным товаром, захватывающем зрелищем. Наблюдающей за вакханалией Воланд, подводит итог, что москвичи любят деньги, легкомысленны, порочны.
Слайд 11
Черты обывательщины и фальши.
Черты обывательщины и фальши присущи
всем членам МАССОЛИТа. Бездарный Рюхин, претендующий на звание поэта,
уверен в том, что Пушкину повезло – «вот пример настоящей удачливости…», «все шло ему на пользу…» и далее размышляя о Дантесе, невежественно заявляет:»Обеспечил Пушкину бессмертие белогвардеец».разговор избранных членов МАССОЛИТа Фоки и Амвросия – пример прошлого разговора двух обывателей: «Нет у меня умения собственного, но есть желание жить по-человечески». Булгаков подчеркивает , что в Москве 30-х годов нравственное чувство исчезло, стремления человека свелись к быту, здесь не может быть истинного творчества
Слайд 12
Выбор художественных средств.
Неприятие писателем пошлости, бюрократизма, псевдотворчества проявилось
в выборе художественных средств. Автор использует иронию, описывая дом
Грибоедова, как храм искусства. На внутренних стенах этой творческой организации развешаны извещения о работе спортивных кружков, рыбно – дачной секции. Говорящие фамилии членов МАССОЛИТа содержат ироничную характеристику этих героев. Так творческими путевками занимается Подложная,. А поэтический подраздел МАССОЛИТа представлен Богохульским, Павиановым, Адельфиной Буздяк.
Слайд 13
Парадоксальность и ужас.
Ирония сменяется гротеском, когда Булгаков описывает
чиновника, Прохора Петровича, отправляющегося «к черту» в прямом смысле
этого слова.от живого человека остался только пиджак подписывающий,подписывающий бумаги. Автор показывает бессмысленность деятельности чиновника. Продолжая традицию гоголя, он заменяет бесполезного человека вещью. Парадоксальность и ужас происходящего усиливаются тем, что возвращенный в кабинет Прохор Петрович одобряет все то, что написано «пиджаком».