Слайд 2
Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю
тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин
Портрет А.С.Пушкина 1833 года.
Слайд 3
Проблемные вопросы.
Любите ли вы сказки и почему?
Какую
пользу они приносят?
Нужны ли сказки в жизни?
Кто
пишет сказки?
Слайд 4
Основные проблемные вопросы
Является ли авторская сказка самостоятельным произведением
или это обработанный повтор народной сказки?
Кто в сказке является
олицетворение добра и зла?
Слайд 5
Правильный ответ.
Авторская сказка – это самостоятельные произведения, так
как они написаны с более сложным сюжетом, в другой
форме, добавлено много персонажей, у героев сказок свои характеры, изменены имена, зачины и концовки.
Содержание сказок подчинено более глубокой идее: «Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, причем, оставаясь добром».
Слайд 6
Сказка мудростью богата
русская народная
сказка
«Волшебное
Зеркальце»
Шарль Перро
авторская
сказка
«Сказка о мертвой
Царевне и о семи
богатырях»
авторская
сказка
«Белоснежка
и семь гномов»
авторская сказка
«Спящая красавица
Слайд 7
Гипотезы.
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и
о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – самостоятельное произведение.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – заимствование из западно-европейской культуры.
Слайд 8
Выразительное чтение сказки
1.Чтение сказки.
2. Работа по вопросам.
— Какое настроение
вызвала у вас сказка Пушкина?
(«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях» вызывает хорошее, радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть и печаль уходят).
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?
(Детям обычно нравится молодая царевна, богатыри, Соколко и королевич Елисей, а мачеха вызывает чувство возмущения).
Слайд 9
Истоки сказки
В 1812—1814 гг. Якоб и Вильгельм Гримм
издали «Детские и семейные сказки», в 1816—1818 гг. — «Немецкие предания».
В 1818 г.
под названием «Древние российские стихотворения» был издан с музыкальными нотами сборник русских былин, исторических и лирических песен, духовных стихов и скоморошин, составленный Киршей Даниловым, жившем в XVIII столетии. Интерес к традиционной культуре и истории народа поддерживал выпуск «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Вскоре Пушкин создает поэму «Руслан и Людмила» (опубликована в 1820 г.), в которой исторические мотивы вплетаются в сказочный сюжет.
Внимание передовых членов дворянского общества постепенно обращается к народной культуре. В ссылке в Михайловском А. С. Пушкин не просто слушает сказки няни Арины Родионовны, но делает конспекты (краткие записи) этих сказок. В шутливом споре с В. А. Жуковским о лучшей обработке народной сказки Пушкин опирается именно на эти записи. Тогда, летом 1831 г., он пишет «Сказку о царе Салтане...».
Спустя два года, осенью 1833 г. (т. е. в знаменитую Болдинскую осень), Пушкин закончил «Сказку о мертвой царевне». Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.
Слайд 10
Пушкиным и Жуковским было заключено шутливое соглашение на
лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая
царевна» Жуковского, «Сказка о царе Салтане...» Пушкина и другие пушкинские сказки. Так что и это шутливое соревнование послужило стимулом к написанию сказок.
СОГЛАШЕНИЕ
Слайд 11
Какие фрагменты
из сказки
изображены?
Слайд 12
Звуковая фонограмма.
Черница пришла к царевне.
Царевич Елисей ищет свою
невесту. (Обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру).
Слайд 13
Художественные средства выражения.
Метафора — скрытое сравнение.
Обычное сравнение мы можем легко
найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как
будто. В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона...» — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.
Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:
— сравнение: «горюешь, будто на часах»;
— эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
— метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь...»;
— противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «на черный отдаленный путь»).
Слайд 14
Пословицы о добре и зле.
Добро не лихо: бродит
по миру тихо (рус.)
Добрым путем Бог правит.
(рус.)
За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (рус.)
Лучше открытый упрек, чем тайная злоба. (арабская.)
Тому тяжело, кто помнит зло. (рус.)
Час в добре пробудешь - все горе забудешь. (рус.)
Чем сердиться, так лучше помириться. (рус.)
Слайд 15
Контрольные вопросы.
Является ли авторская сказка самостоятельным произведением или
это обработанный повтор народной сказки?
Какие существуют гипотезы создания сказки?
Какие
вы знаете истоки создания сказки?
Какие художественные средства выражения применяются автором в сказке?
Подберите пословицы о добре и зле, характеризующие сказку?
Слайд 16
Домашнее задание.
Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или выучить
наизусть отрывок.