Слайд 2
1895, 21 сентября (3 октября) – родился в
селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда.
1904 – поступает на
учебу в Константиновское земское училище.
Слайд 3
1909 – заканчивает с похвальным листом Константиновское земское четырехгодичное
училище. Начинает учебу (до мая 1912 г.) в церковно-приходской
второклассной учительской школе (село Спас-Клепики Рязанской губернии и уезда).
Слайд 4
1910 – начало систематического поэтического творчества. 1910 годом в
1925 г. при подготовке своего собрания поэт датирует стихотворения
«Вот уж вечер. Роса...», «Там, где капустные грядки...», «Поет зима – аукает...», «Подражанье песне», «Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Сыплет черемуха снегом...», «Калики»..
Слайд 5
1913 – работает в корректорской типографии Товарищества И. Д.
Сытина. Становится слушателем первого курса историко-философского цикла академического отделения
Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского.
Слайд 6
В январе 1913 года Есенин завершает работу над
драмой в стихах "Пророк".
В феврале 1913 года он возвращается
из Константинова в Москву и устраивается на работу в типографию "Товарищество И. Д. Сытина" (Пятницкая ул., 81).
Слайд 7
1914 – в московском детском журнале «Мирок» под псевдонимом
Аристон напечатано стихотворение «Береза» – первая из известных публикаций
поэта. Начинает поэму «Русь».
Слайд 8
1915, март – приезжает в Петроград, встречается с А.
А. Блоком на его квартире, читает свои стихи, получает рекомендательные
письма к С. М. Городецкому и М. П. Мурашеву. А. А. Блок надписывет Есенину книгу своих стихов. Читает С. М. Городецкому свои стихи. Получает от него рекомендательные письма к редактору-издателю «Ежемесячного журнала» В. С. Миролюбову и секретарю журнала «Задушевное слово» С. Ф. Либровичу.
Слайд 10
Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград. Здесь
и происходит его знакомство с С.Городецким. "Он был очарователен
со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос, — которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, — синеглазый. Таким я его нарисовал в первые же дни и повесил рядом с моим любимым тогда Аполлоном Пурталесским..."
С.Есенин и С.Городецкий. Фото М.Мурашова, 1915 г.
Слайд 11
1912 – заканчивает Спас-Клепиковскую церковно-приходскую второклассную учительскую школу и
получает звание учителя школы грамоты. Готовит сборник стихов «Больные
думы». Выезжает из Константинова в Москву на постоянное местожительство, поступает на работу в контору книгоиздательства «Культура» (Малая Дмитровка, 1).
Слайд 12
1915 – отправляет первое письмо А. В. Ширяевцу, послужившее
началом многолетнего общения двух поэтов. На общественных началах является
секретарем журнала Суриковского литературно-музыкального кружка «Друг народа». Участвует в подготовке его второго номера.
Слайд 13
В январе 1916 года издатель М.В.Аверьянов выпускает в
свет первую книгу Есенина "Радуница".
О своем первом сборнике Есенин
не раз упомянет в автобиографиях: "Книга вышла через год, как появились [в Петрограде} стихи, под назван[ием] "Радуница", изд[ание] Аверьянова 1916 г."; "...появилась моя первая книга "Радуница". О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других".
С.А.Есенин. Фотография, 1916 г.
Слайд 14
1916 – отпечатан тираж первой книги «Радуница» (цензурное разрешение
на выпуск в свет – 30 января).
апрель – призываемому на
военную службу Есенину выписано удостоверение о зачислении в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд № 143. Читает стихи на «Вечере современной поэзии и музыки» в концертном зале Тенишевского училища вместе с А. А. Ахматовой, А. А. Блоком, Г. В. Ивановым, Н. А. Клюевым и др.
Слайд 15
1916, июль – читает «В багровом зареве закат шипуч
и пенен...» и «Русь» на концерте для раненых воинов,
устроенном в царскосельском лазарете № 17, в присутствии императрицы Александры Феодоровны и ее дочерей.
Готовит к печати книгу «Голубень» (вышла в 1918 г.).
Слайд 16
1917, февраль – на квартире Иванова-Разумника в Царском
Селе знакомится сАндреем Белым. Вместе с другими литераторами участвует
в подготовке сборников «Скифы».
1917, май – в газете «Деле народа» – поэма «Товарищ».
Слайд 17
1917, июль – выходит в свет первый сборник «Скифы»,
напечатавший «Марфу Посадницу» и стихи под общим заголовком «Голубень»:
«Осень» («Тихо в чаще можжевеля по обрыву...»), «О красном вечере задумалась дорога...», «Синее небо, цветная дуга...», «О товарищах веселых...».
Слайд 18
1918 – пишет «Инонию». В издательстве артели художников «Сегодня»
выходит книга «Исус младенец», из 1000 экземпляров которой в
125-ти иллюстрации раскрашены от руки художницей Е. И. Туровой.
1918 февраль – в «Знамени труда» – поэма «Пришествие» с посвящением Андрею Белому.
Слайд 19
1918 май – в издательстве «Революционный социализм» (Пг.) выходит
книга «Голубень».
1918 август – газета «Известия Рязанского Губернского Совета рабочих
и крестьянских депутатов» печатает «Иорданскую голубицу».
1918 декабрь – в издательстве МТАХС выходит книга поэм «Сельский часослов». Единогласно избирается в Московский профессиональный союз писателей.
Пишет поэму «Небесный барабанщик».
Слайд 20
С.А.Есенин и Н.А. Клюев. Фотография, сентябрь-октябрь 1916 г.
Петроград.
Источник: Николай Клюев и П.Н.Медведев. Сергей Есенин.
Слайд 21
В январе 1919 года будущие имажинисты В.Шершеневич, А.Кусиков,
Р.Ивнев, А.Мариенгоф и Есенин включаются в реорганизацию деятельности Всероссийского
союза поэтов и используют представившуюся возможность для усиления своего влияния.
С.А.Есенин. Фотография, 1919 г.
Слайд 22
Наиболее значительным явлением в личной жизни Есенина была
встреча в 1921 году с прославленной американской танцовщицей Айседорой
Дункан.
С.Есенин и А.Дункан. Фотография. 1922 г. Нью-Йорк.
Слайд 23
Дочь фотографа И. М. Наппельбаум в воспоминаниях "В
те двадцатые..." пишет о подробностях съемки: "Затем он [отец]
предложил Есенину сделать его отдельный портрет. Тот успел уже надеть шубу, не захотел ее снимать, а отец и не настаивал: так и снял поэта в этой шубе у портьеры, с папиросой в руке..." (журн. "Огонек". М., 1985, № 40, с. 23)
С.Есенин. Ленинград. Фото М. С. Наппельбаума, 1924.
Слайд 24
С.Есенин и Л.Леонов. Редакция журнала "Прожектор". Москва. Фотография,
1924.
Слайд 25
В ноябре 1925 года Есенин заканчивает один из
вариантов "Черного человека" и сдает в печать.
С.Есенин. Москва. Фотография,
1925.
Слайд 26
В ночь с 27 по 28 декабря 1925
года Сергей Есенин был убит. Его тело обнаружили в
пятом номере отеля «Англетер». Следствие назвало причину смерти – самоубийство. Эта притянутая версия вызвала недоверие у современников и потомков поэта…
Слайд 28
Посмертная маска сергея Есенина
Посмертная маска Есенина. Вмятина от
удара на лбу у переносицы явно заметна
Слайд 30
Э.А. Хлысталов, старший следователь Главного управления внутренних дел
г. Москвы (с 1963 года) отмечает:«И сколько я ни
всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения петлей не видел. Не было характерно высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение…»
Слайд 31
«На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна
прижизненная травма. Про такое телесное повреждение судебно-медицинские эксперты заключают,
что оно причинено тупым твердым предметом и относится к опасным для жизни и здоровья человека…».
Слайд 32
Фото убитого Есенина на диване гостиницы. На лбу
у переносицы видна вмятина от удара.
На руке порезы
Вызывает вопрос
и рана на руке Есенина. Сторонники версии самоубийства утверждали, что поэт сначала перерезал себе вены, а потом передумал и решил повеситься.
Слайд 33
Криминалист Э.А. Хлысталов пишет по этому поводу:
«Внимательно изучив
всю обстановку в номере гостиницы, понял, что эта версия
не выдерживает никакой критики. Судите сами. Поэт разрезает себе глубоко руку и ждет, когда начнется обильное кровотечение. Ждет. Сознание не теряет. Через - какое-то время он решает повеситься. Начинает искать веревку. Находит. Отвязывает от чемодана.
Слайд 34
Затем высоко забирается под потолок (3 метра 80
сантиметров) и начинает ее привязывать к вертикальному стояку. Чтобы
дотянуться до верха, поэту необходимо было поставить предмет с точкой опоры около двух метров. (Его рост 168 сантиметров). Причем с обязательным условием, что этот предмет должен стоять рядом со стояком. Таких предметов рядом с местом предполагаемого повешения не имелось».
Слайд 35
Вызывает удивление и якобы предсмертное стихотворение, написанное кровью
из порезанной вены. «Пока строчку напишешь, кровью изойдешь…» - отмечает исследователь
Э.А. Хлысталов.
Слайд 36
Надо заметить, что «предсмертное письмо» экспертами не исследовалось,
анализ не проводился – поэтому доказательств, что оно написано
кровью Есенина - нет.
Слайд 37
Порез на правой руке Есенина. Левшой он не
был. Если бы он хотел перерезать вены, то порезал
бы левую руку.
Слайд 38
Сам текст стихотворения по смыслу не напоминает предсмертную
записку, адресатом которой называл сам себя Вольф Эрлих, служивший в ОГПУ.
И странно, что предсмертные строки были адресованы именно представленному партийному соглядатаю.
Слайд 39
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты
у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг
мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Слайд 40
Спустя много лет появилась информация, что эти строки
были написаны гораздо раньше декабря 1925 года. Стихотворение посвящено
не Вольфу Эрлиху, а расстрелянному другу Есенина - поэту Алексею Ганину.
Слайд 41
Мнение современников
О смерти Есенина шептались и недоумевали. В
версию самоубийства не верилось.
Даже знаменитый поэт революции Владимир Маяковский
писал:
«Почему? Зачем? Недоуменье смяло».
«Не раскроют нам причин потери ни петля, ни ножик перочинный».
Слайд 42
Поэт Василий Наседкин (муж сестры Есенина, Екатерины) говорил: «На
самоубийство не похоже... Мозги вытекли на лоб...»
Слайд 43
Один из друзей поэта В. Князев заметил, что
следов от веревки, который обычно остается на шее висельников,
на шее Есенина не было:
В маленькой мертвецкой у окна -
Золотая голова на плахе:
Полоса на шее не видна -
Только кровь чернеет на рубахе...
Слайд 44
«Он был умучен!» - вспоминал Николай Браун.
Возникло даже предположение,
что Есенина пытали в застенках ОГПУ, а в гостиницу
принесли уже мертвое тело, после чего инсценировали самоубийство.
Слайд 45
Бывший работник ОГПУ Павел Лукницкий, эмигрировавший в Париж,
писал в мемуарах: «Был изуродован, на одежде следы крови, а
левого глаза «не было».
«Есенин был мало похож на себя. Лицо его при вскрытии исправили, как могли, но все же… в верхнем углу правого глаза — желвак… и левый глаз — плоский: он вытек. Синевы в лице не было: оно было бледно, и выделялись только красные пятна и потемневшие ссадины».