Слайд 2
Историческая основа «Слова…»
В 1185 году, не предупредив киевского
князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь
князь Новгорода-Северского Игорь Святославич вместе со своим сыном, братом и племянником.
Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но несмотря на грозное предзнаменование Игорь не повернул свое войско назад.
Слайд 3
Историческая основа «Слова…»
В первом столкновении с половцами Игорь
одерживает победу, но во второй битве терпит поражение, князей
берут в плен. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю.
Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать из плена.
Слайд 4
Поход Игоря в оценке современников.
Лаврентьевская летопись.
Резко осуждает Игоря,
изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.
Ипатьевская летопись.
Нет
прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.
Слайд 5
План основных композиционных частей.
Вступление.
Сборы в поход, предзнаменование.
Первый бой.
Сон.
Второй
бой.
История сражения с половцами.
Поражение.
Лирическое отступление о междоусобице.
Сон Святослава. «Золотое
слово».
Обращение к князьям.
Плач Ярославны.
Возвращение Игоря.
Приветственная встреча.
Слайд 6
Основные образы «Слова…»
Русская земля.
Боян.
Игорь.
Всеволод.
Святослав.
Ярославна.
Автор.
Русская земля.
Свой призыв к единению, чувство единства родины автор
воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.
Обширные пространства Русской земли.
Пейзаж, силы природы.
Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, противопоставлен образу пустынной половецкой степи.
Русская земля для автора- это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, ее населяющий.
Понятие родины включает для автора и ее историю.
Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика,- основной художественный образ «Слова…»
Боян
Вдохновенный певец, его воображение не
знает границ, оно свободно течет по «мысленному древу», древу познания. Он наделен вещим даром всеведенья, мысль его свободно проникает в то, что происходит на земле, и парит под небесами.
Песни Бояна, «соловья старого времени»,- высокий поэтический идеал для автора.
Князь Игорь.
Храбрый воин, душой переживает за Русскую землю.
Игорь безрассуден,
он поставил под угрозу благополучие Русской земли, «один идя на землю половецкую за землю Русскую», один ища чести и славы.
Святослав
В «золотом слове» Святослава звучит прямое осуждение Игоря
и Всеволода.
В речи Святослава автор упрекает русских князей в том, что они рано начали себе славы искать.
Автор не унижает достоинства князей, не сомневается в их личном мужестве, но обвиняет их в честолюбивом желании прошлую славу себе присвоить, а будущую славу поделить между собой.
Ярославна
Не размышляет, не выносит суровых оценок, она
печалится, горюет.
Обращается к силам природы, просит о помощи.
Ярославна молит не только о муже, она скорбит о всех русских воинах
В плаче Ярославны слились голоса всех русских женщин, их печаль и нежность.
Автор
Голос автора звучит то нежно
и восхищенно, то требовательно и сурово, но всегда искренне и взволнованно.
Его душа болит за Игоря, достойного лучшей участи, и за судьбу Русской земли, стонущей от набегов половцев, и за русских князей, теряющих силу и власть в бесконечных войнах друг с другом.
Слайд 13
Фольклорная основа «Слова…»
Постоянные эпитеты.
Сказочные мотивы.
Повторы.
Прием одушевления природы.
Слайд 14
Судьба «Слова…» в русском искусстве.
В. Васнецов. «Боян».
Слайд 15
А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь»
(1869-1886)