Слайд 2
Смысл названия
пьесы А.Н.Островского
«Гроза»
Слайд 3
Александр Николаевич Островский - крупнейший драматург второй половины
19 века. "Гроза” - одно из его ярчайших произведений.
Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. Он один из первых дал широкое описание купечества в России.
Слайд 4
Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением
от путешествия по Волге. И не случайно он избрал
именно такое название для своей пьесы.
Слайд 5
В слове “гроза” заключен огромный смысл.
Гроза— это
не только природное явление,
но это и символ перемен
в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
Слайд 6
В центре пьесы - конфликт представителей “темного царства”
с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется
невыносимая жизнь людей.
И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
Слайд 7
Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с
Тихоном. Он говорит: “...Недели две никакой грозы надо мной
не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней.
Слайд 8
Гроза нам в наказание посылается”, - говорит Дикой
Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы,
даже Катерине. /Она религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может/.
Слайд 9
Единственный, кто не стал бояться грозы, - это
механик -самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному
явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Слайд 10
В природе гроза уже началась. А что же
происходит в обществе? Там тоже не все спокойно —
назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
Слайд 11
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта.
Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их
за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе - грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства
Слайд 13
Гроза является и символом любви Катерины к Борису,
потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как
и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина - замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису.
Слайд 14
Борис был единственным обитателем города Калинова, который не
вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в
Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского мира.