Слайд 2
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Чтение литературного произведения
Комментирование
литературного произведения внетекстовыми материалами
Анализ художественного произведения
Претворение литературного произведения в
других видах искусства
Литературное творчество учеников по мотивам литературных произведений или собственных жизненных впечатлений
Слайд 3
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Первичный синтез
Подготовительная работа (эмоциональный
настрой, словарная работа, беседа или рассказ учителя по теме
или об авторе, установка на прослушивание) – метод комментирования литературного произведения внетекстовыми материалами
Первичное восприятие (учителем, детьми, совместное, аудиозапись) – метод чтения
Пауза (для осмысления эмоций и чувств)
Проверка первичного восприятия (2-3 вопроса на эмоции)
Анализ (композиционный, художественных образов, стилистический, проблемный) – метод анализа.
Вторичный синтез
Обобщение
Перечитывание (с целью развития речи, совершенствования навыка чтения, развития творческих способностей) – метод претворения литературного произведения в других видах искусства и метод литературного творчества.
Слайд 4
ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Приемы: чтение учителя, самостоятельное чтение ученика
вслух и про себя, коллективное чтение вслух (по ролям,
по частям текста), работа над выразительным чтением
Первичное чтение
Повторное чтение
Выразительное чтение
Чтение по ролям
Слайд 5
ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ
В начальной школе первое знакомство с произведением
целесообразно проводить в виде чтения учителя, так как учитель,
освоив идею произведения, может четко определить свою читательскую задачу и донести до учеников смысл произведения в его полном объеме и вызвать необходимые эмоции, доставить детям эстетическое удовольствие. Чтение учителя является образцом для его воспитанников. Правильно поставить ударения в словах, правильно произнести их не менее важно, чем передать эмоции. Поэтому чтение учителя должно быть подготовлено дома.
Слайд 6
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ
Повторное чтение должно проводиться в виде самостоятельного
чтения учеников. Еще сегодня можно встретить такой прием, как
чтение по цепочке. Однако современная методика постепенно отказывается от этого приема из-за его неэффективности (он механистичен).
Повторное чтение текста должно быть мотивировано потребностями ребенка, и читать текст должен каждый ученик. Поэтому мы предлагаем детям перечитать произведение или его отрывок, который будет анализироваться, про себя, предварительно поставив вопрос к тексту или объяснив детям задание, которое они должны выполнить.
Предлагать детям читать вслух даже фрагмент текста без подготовки нецелесообразно, так как ребенок, не освоив произведение в целом, не может прочесть его выразительно, а значит, неизбежно исказит и эмоциональную палитру произведения, и его смысл. Кроме того, технические трудности приведут к тому, что текст не будет звучать красиво, а поэтому может оттолкнуть других учеников.
Слайд 7
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Художественное слово в письменном тексте обладает множеством
значений, которые часто скрывают от читателя авторское чувство. Слово
звучащее подчеркивает эмоциональную направленность речи. Задача чтеца — не только выразить свое понимание текста, но и постараться донести до слушателя авторское отношение и авторскую позицию. Маленький читатель не может это сделать сразу же после первого знакомства с произведением. На этом этапе необходим анализ текста, чтобы выявить авторские намерения и пробудить, активизировать собственные чувства читателя. Таким образом, обучение выразительному чтению протекает совместно с анализом текста, анализ становится необходимым этапом подготовки детей к чтению произведения вслух.
Слайд 8
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Этапы подготовки учеников к выразительному чтению: на
первом этапе с помощью анализа текста определяем задачу чтения;
затем коллективно подбираем интонационные средства (путем проб и ошибок, поиска); предлагаем ученикам прочитать произведение или фрагмент целиком выразительно; организуем коллективное обсуждение предложенного варианта чтения и корректируем его; предлагаем еще одну попытку чтения (это может быть тот же ученик или другой); дети тренируются дома; заключительный этап – контрольный, учитель выборочно проверяет подготовку.
Слайд 9
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
На первом этапе обучения выразительному чтению мы
знакомим детей со средствами речевой выразительности: паузой (логической и
психологической), тоном, темпоритмом, мелодикой (повышение и понижение голоса), силой голоса, окраской голоса (тембром), логическими и фразовыми ударениями. Для актерского чтения характерны и другие (неречевые) средства выразительности: мимика, жесты.
Слайд 10
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Выбор средств выразительности зависит от смысла произведения
и от читательского понимания текста. Одно и то же
произведение может вызвать даже противоположные эмоции в зависимости от того, как мы его прочитаем. Значит, необходимо поставить конкретную задачу чтения: какие чувства мы хотим передать, какую мысль донести до наших слушателей? Для этого необходимы следующие умения:
1. Умение проникнуть в эмоциональный строй произведения (чувства его героев, автора и т. п.). Для этого необходимы микроумения: находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героев, автора, определять это состояние, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к персонажам, т.е. умение определять свое отношение к героям и отношение к ним автора. Только тогда можно выбрать необходимые интонационные средства для передачи этих эмоций.
Итак, на первом этапе подготовки к выразительному чтению дети должны понять эмоциональное состояние героев произведения и его автора.
2. Умение представить в воображении картины, события, лица на основе словесных картин, созданных автором. Это умение способствует более личностному отношению к событиям и героям произведения: нам легче передавать чувства и смысл того, что мы хорошо себе представляем.
3. Умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать свое к ним отношение.
4. Умение определять скрытые чувства в произведении, его подтекст.
Комплекс этих умений позволяет выбрать соответствующие средства выразительности.
Слайд 11
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
Особой подготовки требует чтение по ролям.
В этом случае необходимо, чтобы каждый чтец хорошо ориентировался
в тексте. На этапе подготовки дети должны найти слова персонажей, отделить их друг от друга и особенно от слов автора (можно обозначать их на полях). Текст для чтения можно разметить, т. е. указать на полях, с каким чувством, интонацией нужно прочитать ту или иную реплику, карандашом обозначить паузы, подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение, т.е. составить партитуру чтения.
Слайд 12
КОММЕНТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВНЕТЕКСТОВЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Прием «рассказ о писателе»
Выставка
книг
Рассказ учителя о создании произведения
Заочная экскурсия
Слайд 13
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Метод анализа – играет важную роль
на уроках литературы в начальной школе. Но использование приемов
этого метода затруднено тем, что младший школьник ими не владеет. Задача учителя – научить ребенка приемам анализа и одновременно проанализировать художественный текст.
Слайд 14
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
Формулы вопросов и заданий для композиционного анализа
Выявление
фабулы и сюжета, выделение эпизодов при составлении плана, сопоставление
эпизодов, соотнесение друг с другом различных элементов текста с осмыслением их роли в произведении, сравнение образов персонажей, установление связей между пейзажем и образом-персонажем, портретом и авторским отношением к персонажу, связей между пейзажем, портретом и общим течением текста – основные виды деятельности учеников при анализе композиции.
Слайд 15
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
Внимание к отдельным элементам композиции (заглавие, фабула,
пейзаж, интерьер), усвоение учениками общей структуры произведения приводит к
необходимости таких «методических приемов» (так их называла М.А.Рыбникова, точнее было бы говорить и видах деятельности, которые помогают осознать роль композиции), как составление плана, мысленная перестановка эпизодов, восстановление пропущенных звеньев в тексте, сжатый или творческие пересказы.
Слайд 16
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
Следует помнить о том, что любой пересказ литературного произведения
искажает его художественную природу, поэтому прибегать к пересказу на
уроке нужно очень осторожно. Это прием полезен при изучении научно-познавательных произведений или фольклорных сказок. При работе с художественным текстом лучше использовать творческие пересказы с заменой рассказчика, что будет способствовать постижению характера и речевых особенностей героев произведения. Задача пересказа может быть поставлена в скрытой форме – для раскадровки будущего диафильма, киносценария, для подготовки серии иллюстраций и т.п.
Слайд 17
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
Составлять план целесообразно лишь в случаях несовпадения сюжета
и фабулы, чтобы выделить события; при нарушении хронологии в
повествовании, чтобы восстановить последовательность событий; при смене рассказчиков, при наличии в произведении «симметричных», «зеркальных» эпизодов или если в произведении много событий (например, «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина) и ребенок может перепутать их последовательность, а потому ему трудно будет осознать их взаимосвязи. Тогда составление плана оказывается основой для «реконструкций» текста, соотнесения и сопоставления его частей друг с другом, что способствует постижению авторского намерения, осмыслению содержательной стороны композиции.
Детские писатели предпочитают строить действие последовательно показывая события, от первого к последнему, от завязки – к развязке, потому что знают психологические особенности детей младшего школьного возраста. Если событий в рассказе много, то обычно они связаны с одним главным героем, если в рассказе несколько центральных персонажей, то тогда действие основано на одном событии.
Слайд 18
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
Прием озаглавливания частей произведения входит в практику
после знакомства учеников с произведениями, в которых главы имеют
авторские названия, чтобы дети поняли их содержательную роль. З.Н.Новлянская и Г.Н.Кудина предлагают при составлении краткого пересказа глав «познакомить детей со старинными романами, авторы которых давали краткое содержание главы в ее названии и выяснить содержательную задачу такого «длинного» названия (например, в романе Д.Свифта «Путешествие Гулливера»)».
Наблюдение над способами создания портрета, пейзажа для выявления авторского отношения к герою, осмысления роли пейзажа в произведении.
Слайд 19
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
Алгоритм составления вопросов, организующих композиционный анализ текста
1.
Выделите композиционные компоненты художественного текста: жанр и наличие жанрового
подзаголовка, название, рамочные элементы, части, главы, эпизоды, события, фабулу (экспозицию, завязку, эпизоды развития действия, кульминацию, развязку) и элементы сюжета – вставные элементы, замедляющие развитие действия (пейзажи, портреты, описания мыслей и чувств, письма, сны и т.п.), определите тип повествования (от 1 или 3 лица), установите, меняются ли повествователи, где и когда происходят события, меняется ли место действия, как течет время в произведении и время каждого героя и т.д.
2. Проанализируйте роль композиционных компонентов в структуре художественного текста, т.е. установите, как каждый выделенный элемент помогает осмыслить образы персонажей, авторское отношение к изображаемому и идею произведения.
3. Определите, без осмысления каких композиционных компонентов невозможно осознать авторское отношение к изображаемому и идею произведения.
4. Сформулируй вопросы и задания, которые бы привлекли внимание учеников к этим особенностям и помогли осмыслить их роль в произведении.
Слайд 20
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ
Формулы вопросов и заданий для композиционного анализа
1.
На сколько смысловых частей можно разделить произведение, почему?
2. О
каких событиях рассказывается в произведении? Составьте событийный план произведения.
3. Что мы узнаем о героях из начала произведения?
4. Какое событие послужило толчком для других? Без какого события невозможны были бы дальнейшие?
5. Есть ли в произведении борьба? Кто вступает в борьбу? Почему и для чего?
6. С чьей точки зрения дана в произведении эта сцена, зачем? Что думает о ней этот герой?
7. Как автор помогает вам понять мнение героя?
8. Кто из персонажей разделяет мнение героя о…? Почему?
9. Какое событие в произведении показалось вам самым напряженным, самым важным для героев? Почему?
10. С какой целью автор прерывает повествование описанием природы, интерьера, портрета, мыслей и чувств персонажа?
11. Почему автор описывает (или не описывает) подробно внешность персонажа? О каких чертах героя говорят
12. Почему повествование ведется от лица именно этого героя? Что бы изменилось, если бы об этом рассказывал кто-то другой?
13. Почему автор ничего не говорит о том, что было дальше с его героями?
14. Почему автор сначала сообщает о том, чем закончилась история и лишь затем рассказывает ее?
15. Что бы изменилось, если бы к этому моменту действия мы не знали о намерениях героя (о каком-то событии, поступке и т.п.)?
16. Какова роль названия произведения? Почему автор именно так называет произведение? Как связано название с содержанием текста?
17. Какова роль какого-либо эпизода в произведении? Можно ли переставить эпизоды местами? Почему невозможно убрать эпизод из произведения?
18. Где происходит действие в эпизоде, в произведении? Какую роль играет описание места действия? Почему именно это место выбирает автор?
19. Сколько времени занимает действие? Почему для одного героя время тянется медленно, а для другого проходит как одно мгновение? Почему течение времени замедляется или ускоряется? Что помогает автору создать образ времени?
20. Почему действие происходит именно в это время года, суток?
21. Как связаны между собой начало и финал произведения?
22. Почему именно так заканчивается произведение?
Слайд 21
АНАЛИЗ СТИЛЯ
1. Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения
слов и осознания авторского выбора. Этот прием расширяет лексический
запас слов школьника, знакомит с контекстуальными синонимами, с возможностью передать оттенки значений и соотнести оттенок значения с ситуацией, созданной автором.
2. Нахождение и оправдание сравнений, эпитетов, метафор и других тропов. Эта работа начинается не с введения теоретических понятий, а с оправдания слова-образа. Теоретические выводы заканчивают практическую, творческую работу детей. Они приучаются обращать внимание на художественные детали. Эта работа способствует развитию воображения, так как требует соотнесения точек зрения автора с читательской, разгадывания авторской метафоры. Ребенок учиться наблюдательности, видеть связи между предметами и явлениями окружающего мира, причем не только очевидные, но и периферийные, далекие.
3. Нахождение и оправдание глаголов действия. Эта работа сродни уже названным. Обилие глаголов в тексте создает экспрессию, интенсивное движение, передает текучесть, изменяемость окружающего мира или человека. Выстраивание глаголов в цепочку позволяет отчетливее представить то, что совершается, и как совершается, благодаря оттенкам значения и экспрессивно-эмоциональной окрашенности лексики.
Слайд 22
АНАЛИЗ СТИЛЯ
4. Стилистический эксперимент (термин А.А.Пешковского). Этот прием заключается
в намеренном искажении авторского текста (пропуск эпитетов, сравнений или
других изобразительно-выразительных средств языка). Ученики вставляют в искаженный текст слова, которые кажутся им наиболее подходящими, а затем сравнивают с оригиналом, пытаясь понять, почему писателю понадобилось именно это слово-образ. В роли стилистического эксперимента может выступить и сопоставление авторских редакций одного и того же текста, например, первой и окончательной. Ученики должны понять, почему автор выбрал последний вариант, что изменилось при этом в эмоциональной палитре текста и в его смысле. Таким образом, мы постепенно приучаем детей быть внимательными к художественному слову, формируем умение видеть изобразительно-выразительные средства языка и осмыслять их роль в произведении.
Слайд 23
АНАЛИЗ СТИЛЯ
5. Узнавание автора по стилю. Этот вид деятельности
может проходить в виде игры. Детям зачитываются фрагменты из
произведений разных авторов, а они должны узнать, кто что написал и объяснить свое решение. Такие упражнения развивают у ребенка чувства стиля, хотя для учеников начальной школы этот вид деятельности сложен из-за недостатка у них читательского опыта.
6. Сопоставление стилистических пластов, характерных для речи персонажей, с авторским повествованием. Игры «Узнай героя», «Кто так говорит?»
Слайд 24
АНАЛИЗ СТИЛЯ
7. Знакомство с возможностями слова в создании
смешного. Смешное в литературном произведении может возникать благодаря возможностям,
заложенным в человеческой речи. Это могут быть эмоционально окрашенные слова, нарушение орфоэпической или словообразовательной нормы, употребление неожиданной (ненормативной) формы слова, столкновение разных стилевых потоков в речи персонажа, воспринимающиеся как явное нарушение речевой нормы и т.д. Во всех этих случаях смешное определяется спецификой человеческой речи – речи персонажа. Например, рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква» основан на нарушениях орфоэпической нормы. Дети спорят о том, как правильно произносится слово «шишки». Аленка сказала: «А на елке сыски висят». Ребята смеются над ней, но тут выясняется, что Мишка неправильно произносит это слово – «хыхки». Теперь уж Аленка с Дениской смеются над Мишкой. Но Денискина позиция «выгодней»: он-то думает, что он один произносит это слово правильно. И тогда наступает последний и решающий сюжетный поворот. «Я остановился на лестнице и внятно сказал:
– Никакие не «сыски». Никакие не «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки»!»
Кроме того, смешное может создаваться с помощью тропов, подчеркивающих отношение говорящего к сообщаемой им информации. Наряду с тропами эту же функцию могут выполнять гиперболы (чрезмерное преувеличение) и литоты (чрезмерное преуменьшение), эмоционально окрашенная лексика, поскольку они акцентируют нарушение нормы. Например: «И вместо дяди Гриши во двор пришли три девушки. Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные красками, и совершенно твердые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше…» (В.Драгунский). Способом создания смешного в данном случае является сравнение.
Слайд 25
АНАЛИЗ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ
Этапы работы над образом-персонажем
1.Эмоциональное частично-мотивированное восприятие – выявление
читательских впечатлений и оценок, вызванных образом-персонажем.
2.Аналитическое восприятие:
-выделение основных черт
характера персонажа с помощью анализа текста;
-выявление авторского отношения к персонажу;
-выделение типичного и индивидуального в образе-персонаже.
3. Целостное восприятие образа:
-коррекция первых впечатлений и оценок;
-выявление роли персонажа в структуре произведения (сопряжение с авторской идеей).
Слайд 26
АНАЛИЗ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ
В методическом арсенале учителя много видов деятельности, в
которых реализуется прием анализа образов персонажей:
-выявление поступков героя (план);
-выявление
мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;
-анализ портрета героя;
-анализ речевой характеристики героя;
-сопоставление размышлений, переживаний героя с его поступками с целью целостного воссоздания его образа;
-выявление отношения героя к природе, сравнение пейзажа с внешним и внутренним состоянием героя;
-расшифровка мимики, жестов, интонаций героя с целью выявления его внутреннего состояния;
-составление «партитуры» чувств, переживаний героя и сопоставление динамики его эмоций с обстоятельствами действий и поступками, которые он совершает.
-устное словесное рисование: портреты героя в разные моменты его действий и состояний; описание сцен, в которых принимает участие герой.
-выявление отношения героя к другим персонажам и других персонажей к герою;
-сравнение поведения, мыслей и чувств героя с поведением, мыслями и чувствами другим персонажей;
-выявление авторского отношения к герою: нахождение авторских ремарок, в которых содержатся прямые оценки героя или его поступков, нахождение косвенных приемов выражения авторского отношения к герою – составление плана для выявления изменений в отношении к герою читателя и других персонажей;
-составление плана-рассказа о герое;
-выразительное чтение по ролям;
-составление рассказа от лица героя или о герое от имени какого-либо персонажа с целью осмысления его характера и идеи произведения.
Слайд 27
АНАЛИЗ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ
Анализ образа-персонажа всегда проводится в сопоставлении его
с другими образами произведения: персонажами, пейзажами и т.д., –
а не изолированно. Сосредоточение внимания только на одном образе вне системы, в которую он включен, приводит к формализации отношения читателя к герою, искажению восприятия как образа персонажа, так и произведения как художественного целого.
Слайд 28
АНАЛИЗ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ
Алгоритм составления вопросов, организующих анализ образов художественного
текста
1) Выделите в системе образов произведения основные образы: персонажей,
природы (пейзажи или их элементы), описания жилищ и т.п. Определите их функции в произведении.
2) Установите, без анализа каких образов невозможно осознать идею произведения.
3) Установите, какие затруднения могут испытывать ученики, самостоятельно осмысляя эти образы, на что они не обратят внимания, какие связи не обнаружат и т.п.
4) Сформулируйте вопросы и задания, нацеливающие учеников на анализ этих образов и установление связей между образами в произведении (элемент композиционного анализа).
Слайд 29
Формулы вопросов и заданий для анализа образов-персонажей
1. Какие
герои тебе понравились, чем? Какие не понравились, чем, почему?
2.
Как ты относишься к какому-то поступку героя? Почему он так поступил?
3. О каких качествах героя говорит его поступок (поступки)?
4. Как герой относится к …? Почему ты так считаешь? Меняется ли его отношение к …, в связи с чем? Что этот факт говорит о самом герое?
5. Как к герою относятся…? Почему ты так решил? Меняется ли это отношение, в связи с чем?
6. Что можно сказать о герое по его речи, по тому как, кому и что он говорит?
7. О каких качествах героя можно узнать по его портрету?
8. Меняется ли настроение героя в связи с чем? Что это говорит о герое, его качествах?
9. Каким видит мир этот герой? Что этот факт говорит о герое?
10. Что для героя является важным, что он ценит в людях, в мире, чего ждет от них, на что надеется? Как эти факты характеризуют героя?
11. Что знает герой о мире и людях и чего не знает? Какие открытия он делает?
12. Меняется ли герой от начала повествования к концу? Как, в связи с чем?
АНАЛИЗ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ
Слайд 30
Формулы вопросов и заданий для анализа образов природы
1.
С какой целью автор включает в повествование описание природы?
2.
Какое настроение создает у читателя этот пейзаж?
3. Чьими глазами он дан?
4. Какие детали выделяет повествователь? Что этот факт говорит о его настроении, характере, отношении к миру и людям?
Формулы вопросов и заданий для анализа образов жилищ
1. С какой целью автор включает в повествование описание жилища?
2. Чьими глазами дано это описание?
3. Какие детали жилища привлекают внимание повествователя?
4. Какое настроение создает это описание?
5. Что можно сказать об обитателе этого жилища по описанию помещения?
6. Как автор относится к хозяину жилища? Почему вы так считаете?
Формулы вопросов и заданий для анализа образа автора
1. От чьего лица ведется повествование?
2. Как автор относится к…? Что в тексте помогает это увидеть и понять?
3. Одобряет ли автор поступок героя? Почему вы так считаете? Какие слова и выражения нам об этом говорят?
4. С какой целью автор помещает в текст описания природы и т.п.?
5. Нравится ли автору (что-либо)? Почему вы так считаете?
6. Разделяет ли автор позицию героя? Почему вы так думаете?
7. Какие проблемы волнуют автора? Как он предлагает их решить?
АНАЛИЗ ОБРАЗОВ-ПЕРСОНАЖЕЙ
Слайд 31
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Цели:
показать, что авторские намерения могут быть
спрятаны в композиции ЛП (Е.Чарушин «Страшный рассказ» и Н.
Носов «Живая шляпа»)
показать, что один и тот же элемент сюжета может выполнять разные функции в зависимости от авторских намерений (пейзаж в рассказе Н.Носова «Тук-тук-тук» и пейзаж в рассказе Л.Андреева «Кусака»)
показать, что при внешнем сходстве отдельных элементов произведения они могут нести разную эмоциональную и смысловую нагрузку за счет выбора автором средств речевой выразительности (Ф. Тютчев «Летний вечер» и А. Фет «Летний вечер тих и ясен…» или К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и П. Бажов «Каменный цветок» – описание осени)
показать, что произведения, близкие по теме, но созданные в разных жанрах, существенно отличаются друг от друга, что выбор материала и художественных средств определяется жанром (С. Черный «Когда никого нет дома», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н.Носов «Тук-тук-тук»).
Слайд 32
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ К НЕМУ
Работа по анализу
иллюстрации проводится в следующем порядке:
Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию,
ставя перед детьми один конкретный вопрос, например:
- Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?
- К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.
- Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?
-Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настроению которое оно вызывает? Почему вы так считаете?
(Из перечня вопросов выбирается один или по аналогии самостоятельно составляется свой вопрос).
2. Ученики рассматривают иллюстрацию и готовятся ответить на вопрос учителя.
3. Учитель выслушивает ответы, все время, обращая внимание детей на отдельные делали иллюстрации с помощью наводящих вопросов.
4 Опрос переходит в беседу, в которой:
- выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода и какие чувства рождает содержание иллюстрации, какова эмоциональная атмосфера эпизода и иллюстрации;
- выясняется , как создается эмоциональная атмосфера в тексте и как она передается на картине, что помогает художнику выразить чувства и переживания;
- сравнивается композиция иллюстрации с расстановкой персонажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали пейзажа и их роль в создании эмоциональной атмосферы; (Важно, чтобы дети увидели, насколько художник точен в передаче настроения эпизода и героев, какие детали ему в этом помогают и какую роль играют выбранные им изобразительные приемы).
- анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник, о чем не упоминает автор литературного произведения; сделано ли это в общем соответствии с авторским замыслом, его отношением к персонажам и событиям или противоречит им?
Слайд 33
ПРЕТВОРЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ДРУГИХ ВИДАХ ИСКУССТВА
Намечая систему
работы с произведениями изобразительного искусства, необходимо учитывать факторы их
отбора.
- Привлекаемые произведения изобразительного искусства должны помочь учителю решить те образовательно – воспитательные задачи, которые ставятся перед конкретными темами по литературе.
- Включенные произведения отличаются высоким художественным уровнем, ибо только высокохудожественные произведения, глубоко правдивые помогают школьникам в усвоении преподносимого материала.
- По своему содержанию и стилю предлагаемые произведения искусства должны быть доступны учащимся данного возраста.
- Необходимый минимум произведений намечается в соответствии с программой по литературному чтению и сообразуется с отводимым программой временем на данную тему.
- Отобранные произведения способствуют духовно- нравственному воспитанию
Слайд 34
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ ПО МОТИВАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЛИ
СОБСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Литературное творчество как метод изучения литературного произведения тоже
активизирует речевую деятельность школьников, способствует развитию речевых умений, но при этом имеет свою специфику. Прежде всего отметим, что основой для литературного творчества школьников в этом случае становится изучаемое произведение или жанр, фольклорный или литературный. Связь заданий литературно-творческого характера с литературным материалом должна быть всегда, иначе литературное творчество из метода изучения литературы станет собственно методом развития речи, что не страшно, но обедняет возможности самого метода. Цель, которую позволяет достичь этот метод, заключается в том, что активизация литературно-творческой деятельности ученика при изучении литературного произведения и на его основе помогает ему точнее понимать замысел автора, смысл отдельных образов и произведения в целом, а значит, глубже постичь законы литературы как искусства слова.
Слайд 35
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ ПО МОТИВАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЛИ
СОБСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Метод реализуется в таких приемах, как сочинение-отзыв о
герое, сочинение по аналогии с изученным произведением, сочинение в заданном жанре, сочинение на тему изучаемого произведения (до знакомства с ним), сочинение продолжений к произведениям с открытым .