Слайд 2
Аргументы против выделения художественного стиля:
1) язык художественной литературы
не включается в понятие литературного языка
2) он многостилен, незамкнут,
не имеет специфических примет, которые были бы присущи языку художественной литературы в целом;
3) у языка художественной литературы особая, эстетическая функция, которая выражается в весьма специфическом использовании языковых средств.
Слайд 3
Художественный стиль
конкретно-образное представление жизни
Восприятие посредством чувств
Перевоссоздание действительности
Научный
стиль
абстрагированное, объективное, логико-понятийное отражение действительности
Восприятие посредством разума
Стремление к
истине как высшей ценности
Слайд 4
Функции художественного стиля
ОБРАЗНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ
Слайд 5
В структуре художественного произведения обычно выделяется авторская речь,
прямая, несобственно-авторская и несобственно-прямая .
В прямой речи наиболее активно
проявляется разговорный стиль. Авторская речь строится с преобладанием книжно-письменных элементов. В несобственно-авторской и несобственно-прямой речи в различных пропорциях сочетаются собственно авторская речь и речь персонажей.
Слайд 6
Коммуникативная функция проявляется в том, что информация о
художественном мире произведения сливается с информацией о мире действительности.
Эстетическая функция тесно взаимодействует с коммуникативной, и это взаимодействие приводит к тому, что в языке художественного произведения слово не только передает какое-то содержание, смысл, но и эмоционально воздействует на читателя.
Слайд 7
Экстралингвистические особенности:
эмоциональность и экспрессивность,
метафоричность,
содержательная многоплановость
Слайд 8
Особенности лексики художественного стиля
Основой речи является литературный русский
язык.
Слово выполняет номинативно-изобразительную фунцию.
В число слов, прежде
всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. Это слова широкой сферы употребления.
Слайд 9
Многие слова, которые в научной речи выступают
как чётко определённые абстрактные понятия, в художественной речи несут
конкретно-чувственные представления.
свинцовая руда, свинцовая пуля
свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны
Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.
Слайд 10
Значение слова в большей степени определяется целевой установкой
автора, жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементом
которого является это слово: во-первых, оно в контексте данного литературного произведения может приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях, во-вторых, сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой этого произведения и оценивается нами как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое
Слайд 11
Автор использует не только лексику кодифицироваанного литературного языка,
но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и
просторечья.
Слайд 12
Узкоспециальные слова используются в незначтельной степени, только для
создания художественной достоверности при описании определённых сторон жизни.
Широко используется
речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений.
Слайд 13
Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарованье безответное
Снегов и лунной высоты?
Где молодость, простая, чистая,
В кругу любимом и родном,
И старый дом, и ель смолистая
В сугробах белых под окном?
Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой богом навсегда!
Слайд 14
В рамках художественного произведения используются лишь отдельные элементы
других стилей, большая же их часть не получает здесь
широкого отражения. К тому же, в художественной речи такие элементы функционируют в особой, эстетической, функции, подчиняясь закону эстетической организации содержания и формы.
Слайд 15
Особенности морфологии художественного стиля
Неопределенно-личных форм глагола, как
более обобщенных, в три раза меньше, чем в научной,
и в девять раз меньше, чем в официально-деловой .
Низкая частотность употребления слов среднего рода с отвлеченным значением и высокая частотность конкретных существительных мужского и женского рода.
Слайд 16
Особенности морфологии художественного стиля
Абстрактные и конкретные речевые
формы в научной речи составляют 76% и 24%, в
художественной 30% и 70% как видим, данные диаметрально противоположные.
Употребительны все формы лица и все личные местоимения; последние указывают обычно на лицо или на конкретный предмет, а не на абстрактные понятия, как в научном стиле.
Слайд 17
Особенности морфологии художественного стиля
Абстрактные слова приобретают конкретно-образное значение
(в результате метафоризации).
Присущая художественной речи динамика проявляется в
высокой частотности употребления глаголов: известно, что частота их почти в два раза выше, чем в научной, и в три чем в официально-деловой речи.
Слайд 18
Особенности синтаксиса
Изменение обычного порядка слов в предложении с
целью усилить смысловую значимость какого-либо слова, или придать всей
фразе особую стилистическую окраску
Средства синтаксической характерологии (воспроизведение устно-разговорной речи, стилизация, пародирование).
Слайд 19
Особенности синтаксиса
интонационно-смысловое выделение и ритмомелодическая организация участков текста
(восклицания, возгласы, вопросы; сегментация; инверсия; синтаксические параллелизмы; перечисления, повторы,
присоединения; разрыв или обрыв синтаксического движения)
Слайд 20
В языке художественной литературы немало и "нелитературных" употреблений,
т.е. в отдельных случаях язык художественной литературы может выходить
за пределы норм литературного языка.
Слайд 21
Приедь, умоляю, п р и е х а
й !
А то самолетом п р и л
е т ь ,
Чтоб нам не явилась помехой
Какая-нибудь гололедь.
(Лит. газ.)