Слайд 2
Цель -
выявление особенностей эволюции образа «маленького человека» в
русской литературе XIX века.
Слайд 3
Задачи:
1. Рассмотреть, как возникло в русской литературе
понятие «маленького человека».
2. Проследить развитие этой темы в творчестве
русских писателей XVIII-XIX веков.
3. Найти сходства и различия образов «маленьких людей» в творчестве писателей XVIII-XIX веков.
Слайд 5
Одним из первых писателей, который открыл мир «маленьких
людей» был Н.М.Карамзин
Слайд 6
Авторская позиция в повести - это позиция гуманиста.
Перед нами Карамзин-
художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту
любви, описал любовь как чувство,
способное преобразить человека. Писатель учит - миг любви - прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум. Главной идеей произведения становится мысль автора о том, что и «крестьянки любить умеют». Н. М. Карамзин заставляет читателей сопереживать своей «чувствительной» героине, помогает ему ощутить всю сложность ее душевного мира.
Слайд 7
А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого
внимания которого
стала входить вся огромная Россия, ее просторы,
жизнь деревень.
Слайд 8
Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не
в обличении забитости своего героя, а в открытии в
«маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.
Слайд 9
Еще глубже, чем А. С. Пушкин, тему «маленького
человека» раскрыл
М. Ю. Лермонтов.
Слайд 10
Герои Лермонтова - его “маленькие люди” - отличаются
от всех предыдущих. Это уже
не пассивные люди, как
у А. С. Пушкина, и не иллюзорные, как у Н. М. Карамзина, - это люди,
в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они
живут. «Маленькие люди» М. Ю. Лермонтова не могут отойти от среды, в которой им приходится существовать, и которая заставляет этот протест пойти в другую сторону. “Маленький человек” стремится не к свободе, как к высшему идеалу, а к богатству, как в “Княгине Лиговской” или к воспоминаниям, как в “Максиме Максимыче”из «Героя нашего времени».
Слайд 11
Н. В. Гоголь вызывает у читателя искреннее сочувствие
и жалость к личности незаметного, скромного труженика, который придавлен
до такой степени, что у него уже и нет, как будто, никаких сердечных переживаний и стремлений, но который всё-таки, наконец, находит какой- то предмет для своей затаённой сердечной привязанности, для почти уже исчезнувшей жажды, нежности и участия.
Слайд 12
Проблема «маленького человека», его бед и чаяний,
его взглядов на мир и насущных потребностей живо волновала
писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывает образ «маленького человека», вызывая сочувствие и жалость у читателей и заставляя задуматься над проблемами таких людей, чтобы помочь им измениться.