Слайд 2
Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября)
1817 г. Санкт-Петербург — умер 28 сентября (10 октября)
1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) — граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.
Слайд 3
Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника
Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею
Константиновичу троюродным братом). Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом).
Имение
Красный Рог
Слайд 4
Антоний Погорельский
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла
его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному
в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).
Антоний Погорельский
Слайд 5
К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург,
где он был избран в число товарищей для игр
наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.
Слайд 6
В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в
Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен
на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил
придворный чин камер-юнкера,
в 1851 - церемониймейстера (5-й класс).
В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь
блестящего светского человека.
Слайд 7
В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь
блестящего светского
человека,
позволяя себе рискованные шутки
и проказы, сходившие ему
с рук
благодаря покровительству
цесаревича.
Зимой1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная,
и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала
её образованность. Она знала множество иностранных языков: по
одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Читала
запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью.
Слайд 8
Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее
скорым уходом от
мужа. Муж долго
не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только
в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).
Слайд 9
В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в
армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не
принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.
Слайд 10
Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и
искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он
в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 — полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.
Слайд 11
В печати впервые выступил в 1841 с фантастической
повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и
две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х — начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений.
Фантастична и повесть из времен гонений на христиан «Амена» (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада.
Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк «Артемий Семенович Бервенковский» (1845).
Слайд 12
Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из
эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над
ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.
Слайд 13
В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения.
В целом для его лирики характерно тяготение к стихотворениям
романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам.
Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное.
Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции.
В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов, и звучание их совсем не мажорное.
Слайд 14
С традициями устного народного творчества связаны баллады и
былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг
другу эпохи привлекают особое внимание поэта — времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).
Слайд 15
Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих
политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить
независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение «Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).
Слайд 16
В области пародии Толстой также оказался удачлив, создав
в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями А.
М. и В.М. Жемчужниковыми литературную маску Козьмы Пруткова(Толстому принадлежит около 10 прутковских стихотворений и, видимо, многие афоризмы).
Слайд 17
П.И. Чайковский
М. Мусоргский
П.И. Чайковский
Римский -Корсаков
Слайд 18
Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил
благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор
Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).. Однако эта трилогия — не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема — трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире — власти человека над действительностью, над собственной участью.