Слайд 2
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: доказать, что основным мотивом русских народных
волшебных и авторских сказок является мотив ТРЁХ
Слайд 3
изучить происхождение русских народных волшебных сказок;
исследовать тексты русских
народных волшебных сказок и авторских сказок с точки зрения
использования числа ТРИ;
обобщить наблюдения по использованию числа ТРИ и сделать вывод о путях познания мира, известных с древних времён.
Задачи:
Слайд 4
Методы исследования:
Теоретический метод: анализ специальной литературы по
проблеме исследования
Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, анализ,
обобщение
Слайд 5
Объекты для изучения:
Русские народные волшебные сказки:
« Марья Моревна»
«Сивка
– Бурка»
«Иван – крестьянский сын и Чудо –Юдо»
«Окаменелое царство»
«Царевна – Лягушка»
Сказка А.С.Пушкина:
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Слайд 6
Была дорога доброй сказки длинной,
Сквозь расстояния и времена.
И все народы радостью
единой
Навек умела связывать она.
Слайд 7
Введение
Тринитаризм - это Учение о Троичности Целого, названное
по латинскому ему оригиналу TRINITAS, что означает Троица, Троичный.
Тринитаризм можно назвать Системой Знаний о Троице, о Триединстве. Это учение о Животворении, о Целостном и Динамичном Основании Жизни. Троичность связана с появлением христианства как религии. Здесь отразилось триединство Бога - отца, Бога- сына и Святого духа.
Слайд 8
Символ ТРЁХ - нумерологический лейтмотив русской волшебной сказки
Слово
«волшебный» происходит от слова «волхв».
Волхв – русский языческий жрец
в Древней Руси.
Свои знания волхвы передавали
в форме сказаний – сказок.
Волшебные сказки стали воплощением народной нравственности и мудрости:
«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»
Слайд 9
Структурные элементы в русских волшебных сказках с использованием
числа ТРИ :
1. Три Героя.
2. Три возможности действия.
3. Три
дороги — три пути, по которым герои расходятся или по которым можно пойти Главному Герою.
4. Три дня — срок пути.
5. Три помощника или перевоплощения.
6. Три боя, три препятствия (в том числе три головы у Змея Горыныча, которые всегда в бою увеличиваются на три или в три раза).
7. Три однородные операции (посвист, окрик и т. п.) разных лиц.
8. Результат на третий раз.
Слайд 10
Сказка «Марья Моревна»
1. В три года Иван Царевич
переженил трёх своих сестёр.
2. Три ведра воды, поданные Иваном,
выпил Кощей и скинул цепи.
3. Иван в поисках Марьи Моревны идёт три дня.
4. Кощей обещает простить Ивана-похитителя Марьи Моревны два раза, а на третий раз — изрубить на куски.
5. Из речи Кощея: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга... Я у неё три дня пастухом был... А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза...»
6. В поисках быстроногого коня Иван щадит трижды: птицу с птенцами, пчёл, львицу со львёнком, которые потом помогают ему освободить Марью Моревну.
Слайд 11
Сказка «Сивка – Бурка»
1. «Жил-был старик, и было
у него три сына. Младшего все Иванушкой -дурачком звали»....
2.
Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.
3. Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».
4. С третьей попытки Иванушка на Сивке-бурке снял перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме.
5. «Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.
Слайд 12
Сказка «Иван – крестьянский сын
и чудо –
Юдо»
1. «В некотором царстве... жили-были старик и старуха, и
было у них три сына. Младший -Иванушка».
2. Три ночи подкарауливал и сражался Иван с чудо - юдом и на третью ночь победил его.
3. Вбитый в землю чудищем Иван три раза будил спавших в избушке братьев.
4. Трижды спасает Иван братьев от козней жен убитых чудищ.
5. Спасаясь от погони старой змеихи, обратившейся в свинью, братья скачут в три разные стороны: направо, налево, Иван — вперёд.
Слайд 13
Сказка «Окаменелое царство»
1. Солдат охраняет сад короля
три года, на третий год половина деревьев в саду
оказывается поломанной.
2. Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из её крыла выпали три пера.
3. Царевна приказала солдату читать книгу три ночи и обещала выйти за него замуж.
4. Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.
Слайд 14
Сказка «Царевна – Лягушка»
1. «В некотором царстве... жил-был
царь, и было у него три сына. Младшего звали
Иван-царевич».
2. Иван ищет свою стрелу три дня.
3. Трижды царь-отец даёт задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковёр, явиться на пир.
4.Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда и разыщешь меня...»
Слайд 15
Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и
пляски,
но нет ничего интереснее,
чем наши волшебные сказки.
Слайд 16
А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане»
1. «Три девицы -
под окном...»
2. Три провокации трёх испытательниц - «ткачихи с
поварихой с сватьей бабой Бабарихой».
3. Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь.
4. Только третье чудо становится завершающим, венчающим, ключевым, открывающим перспективу, поскольку именно оно привело Салтана на остров Гвидона, что затем дало целое - все оказались со всеми, то есть добились Целого.
Слайд 17
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных
чисел, мы можем смело утверждать, что выбор чисел в
сказках не случаен. В основе пушкинских сказок лежат элементы народного творчества, где используются числительные - символы. Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является также число 3. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Всё «тройственное совершенно», всё «подлинное триедино».
Вывод:
Слайд 18
Заключение
Эти и другие примеры показывают нам,
что при всем многообразии
волшебных сказок лейтмотив Трёх является связующим.
Разумеется, в
древнейших произведениях это случайным быть не может.
В сказочных символах волхвы объясняли тройственность всех явлений в
мире: тройственность стихий, измерений, пространств.
Но что более существенно, закладывался тринитарный алгоритм
действий - не пройдя двух, не возьмешь третье - результат. То есть
ничего создать без соединения трех - стихий, измерений, попыток,
составляющих невозможно. Поэтому и нужно пройти все препятствия,
не остановившись и не задержавшись на промежуточном результате.
Причем эти препятствия не произвол частного лица, а условия
внешнего мира, который всегда предстает в виде опасных и хитрых
врагов, которых Герой призван победить, преодолеть.
В конечном итоге сказка отвечала на вопрос - сколько возможно
путей познания? – ТРИ.
Именно поэтому можно утверждать, что на Руси существовало
древнее тринитарное Учение, которое дошло до нас в сказках.