Слайд 2
Родители
Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец
из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904
г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952). В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине.
Слайд 4
Первые стихи
Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи
начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких
впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика".
Слайд 5
В 1896 году отец Игоря – Василий Петрович
Лотарев, поручик 1-го железнодорожного батальона, привез сына в Нелазскую
волость Череповецкого уезда Новгородской губернии, где были земельные владения его брата Михаила Петровича Лотарева и его сестры Елизаветы Петровны Журовой. По совету брата, Василий Петрович определил сына в Череповецкое реальное училище.
На выходные дни и каникулы Игорь приезжал в усадьбу Е.П.Журовой Сойвола, которая находилась на берегу Суды неподалеку от речки Сойволы.
Близ деревни Владимировка, в двух верстах от Сойволы, в 1899 г. М.П.Лотарев начал строительство усадьбы.
Слайд 6
Вид на усадьбу Владимировку со стороны реки Суда
(1910 г.)
Слайд 7
Хозяин усадьбы "Суда" М.П. Лотарев с женой Е.Н.
Лотаревой в саду усадьбы. Фото 1910 г
Слайд 8
На берегу реки Суда Лида и Володя Лотаревы.Фото
1910 г
О Суда! Голубая Суда,
Ты, внучка Волги! дочь
Шексны!
Как я хочу к тебе отсюда
В твои одебренные сны!..
Слайд 9
Усадьба "Суда". Веранда малого дома. Фото 1902 г.
Слайд 10
Усадьба дяди
Большой усадебный дом был двухэтажным, бревенчатым (позднее
его обшили тесом), на каменном фундаменте. Близ дома был
разбит парк, в котором росли жасмин, барбарис, сирень, акация, спирея, шиповник, черемуха, липы и красовались цветочные клумбы.
Место для нее было выбрано живописное: в окружении лесов, на высоком берегу, омываемом водами двух рек – Суды и впадающей в нее Кемзы
Слайд 11
«…моя муза»
Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых
обитателями усадьбы увеселениях” в “грибных походах”, любительских спектаклях, в
домашних вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)… Дядина усадьба стала для Игоря-Северянина родной и желанной: здесь он черпал впечатления для своего поэтического творчества, здесь – в кругу добрых и милых родственников – находил отдохновение от забот и шумной столичной жизни. Он говорил о здешних местах: “У поэта должны быть народные корни, питающие его вдохновение. Здесь мне является моя муза”.
Слайд 12
Первые сборники
Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за
свой счет тоненькие брошюры стихов и рассылал их по
редакциям.
20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.
В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.
Слайд 14
Я, гений Игорь - Северянин,
Своей победой
упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Слайд 15
Эгофутуризм
Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм
(еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его
приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894—1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.
Слайд 16
Война
Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу,
сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг
поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.
Слайд 17
Эстония
27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом
музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым
был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.
Слайд 19
Фелисса
В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой
Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это
был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.
Слайд 20
Эмиграция
В 20-е годы он естественно держится вне политики,
(называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических
выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"
Слайд 22
Последние сборники
Большую часть времени Северянин проводит в Тойла,
за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно
- в повседневной жизни он довольствовался немногим.
В 1931 году вышел сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди.
Слайд 23
Смерть
А в 1940 поэт признается, что "издателей на
настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя.
Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа, в присутствии младшей сестры Веры Коренди (эстонизированная фамилия, собственно Коренова), его последней сожительницы. и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Слайд 25
В 2002 году в Череповце вышла книга В.
Минина "Усадьба "Сойвола"
Слайд 26
Шексна моя, и Ягорба, и Суда,
Где просияла первая
любовь,
Где стать поэтом, в силу самосуда,
Взбурленная мне предрешила кровь
Шексна моя, и Ягорба, и Суда,
Где просияла первая любовь,
Где стать поэтом, в силу самосуда,
Взбурленная мне предрешила кровь
Слайд 27
Судьба усадьбы
20 декабря 1993 года стараниями администрации Череповецкого
района и сотрудников Череповецкого музейного объединения в санатории была
открыта выставка, посвященная И.-Северянину.
24 января 1994 года дом М.П.Лотарева в деревне Владимировка Череповецкого района был принят под государственную охрану и отнесен к категории памятников республиканского (общероссийского) значения.
В 1996 году усадьбу М.П.Лотарева передали Череповецкому музейному объединению для организации в ней литературного музея.
Слайд 28
Музей поэта в Череповце (с 1996 г.)