Слайд 2
Казаков Юрий Павлович – русский писатель-прозаик
Слайд 3
Родился 8 августа 1927 в Москве в семье
рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии.
В Автобиографии (1965)
писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».
Слайд 4
Когда мальчику было шесть лет, его
отец был репрессирован. Семья жила в нищете. Юрий учился
в строительном техникуме, окончил музыкальное училище имени Гнесиных и некоторое время играл в оркестре на контрабасе. Начал печататься в 1952 году.
Слайд 5
Впервые книги его рассказов — «Тэдди» (позднее «Тедди»,
1957) и «Манька» (1958) вышли в Архангельске. Первый сборник
рассказов в Москве – «На полустанке» (1959).
Слайд 6
Его проза проникнута лиризмом, любовью к природе, отмечена
музыкальностью ритма… Главное в его рассказах — не какие-либо
необычайные события, а проникновенное запечатление повседневности, обретающей под его пером поэтическое звучание.
Слайд 7
1953- 1958 - годы обучения Казакова в Литературном
институте им. М. Горького. Многие рассказы, созданные в эти
годы начинающим писателем, войдут во все его сборники и составят золотой фонд прозы периода “оттепели”. Рассказ “На полустанке” (1954) написан в аудитории института по заданию преподавателя - В. Шкловского.
Слайд 8
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы
– Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др.
Ю. Казаков был на севере и получил от него огромное количество впечатлений и удовольствий. Там он сблизился с природой, почувствовал её, увидел её красоту и понял её беззвучный язык. Читая собрание рассказов « Голубое и зелёное», заметно, что в большинстве события развёртываются на Севере или как-то связаны с ним. Не смотря на то, что в описании Ю. Казакова природа живая и красивая, там присутствует печаль и грусть. Его произведения ясны и понятны. Свои переживания автор передаёт через описание героев и природы в одних рассказах, в других - с помощью своих мыслей. Он учит тому, что человек должен любить и любоваться природой, оберегать её.
Слайд 9
Вскоре вышла его первая книга Арктур –
гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство
Казакова-рассказчика было бесспорным.
Слайд 10
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный
ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о
том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.
Слайд 11
В 1956 г. Казаков впервые поехал на Белое
море и с тех пор “заболел” Севером. Сотни километров
прошел он с рюкзаком за плечами, тысячи - на рыболовецких карбасах и сейнерах. Тема Русского Севера, открытая когда-то М.М. Пришвиным, по-новому зазвучала во многих рассказах Казакова, в книге очерков ” Северный дневник”.
Слайд 12
Юрий Казаков - мастер малого прозаического жанра: рассказа
и очерка. “Задумал я не более не менее, как
возродить и оживить жанр русского рассказа”, - писал он В. Конецкому в ноябре 1959 г. Через 20 лет, отвечая на вопросы корреспондента “Литературной газеты”, писатель подтвердил свою верность этому жанру: “Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть импрессионистически - мгновенно и точно”.
Слайд 13
Юрий Казаков пришел в литературу, когда возникла острая
необходимость в талантах такого рода. Литература понемногу отвоевывала свою
исконную территорию - нравственную проблематику. Созревали новые пласты литературы, тематические и стилистические. Морская, молодежная лирическая проза существенно обогатились с приходом Ю. Казакова. В его рассказах критики выделяли тему русского Севера и детскую тему, отмечали обостренное восприятие неотвратимости смерти и пафос мужественного отношения к жизни, мотивы дороги, странничества - и тоски по дому, импрессионистичность восприятия, умение оставить финал открытым.
Слайд 14
Тонкий дар лирического восприятия мира сочетается у Казакова
с жестоко-беспощадным взглядом на противоречия и дисгармоничность реальной жизни.
Таковы, например, рассказы о бегстве людей из деревни в город, первом тревожном симптоме надвигающегося социального бедствия - “На полустанке” (1954), “В город” (1960), “Запах хлеба” (1961). Казаков взволнован тем, как искажается духовный облик его современников, как возникает в душах пустота, которую нечем заполнить. За обманчиво бесстрастным тоном повествования чувствуется поистине чеховское отношение к персонажам, глубинное, потаенное сострадание к человеку.
Слайд 15
Люди срываются с насиженных мест в поисках лучшей,
“легкой” жизни: некоторые из них так и не находят
себе пристанища. Так возникает в художественном мире Юрия Казакова тип странника, скитальца. Писатель, сложивший в “Северном дневнике” вдохновенную оду дороге, считавший, что “не проходит вовеки только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колес, шуме воды или шорохе собственных шагов”, предельно честен в изображении такого типа людей, как Василий Панков (”Легкая жизнь”, 1962), Иоанн (”Странник”, 1956), Илья Снегирев (”По дороге”, 1961). Дорога “может обернуться ловушкой для натуры неразвитой, принести ей внутреннее опустошение”. Куда и зачем ехать, как и зачем жить? Без попытки ответить на эти вопросы, “без нравственного чувства, без призвания - словом, без внутренней идеи, придающей жизни смысл и значение”, она становится легкой, пустой, бездумной.
Слайд 16
В 1958 г. Казаков был принят в Союз
писателей по рекомендации К. Г. Паустовского. Большая часть рассказов
Юрия Казакова написана в 1956-1962 гг. В 1960-х годах вышло несколько его сборников, в 1973 г. был издан “Северный дневник”. После разгрома альманаха “Тарусские страницы” (1961), где были помещены три рассказа писателя, доступ в “толстые” журналов был резко ограничен. Несколько лет он работал над переводом с казахского романа А. Нурпеисова “Кровь и пот”. Его произведения переведены на многие языки, опубликованы в Чехословакии, Польше, Англии, Франции, США и др. Казаковым написано несколько киносценариев, по некоторым из них сняты фильмы (”Голубое и зеленое”, “Тедди”, “Великий самоед”). Наброски и неосуществленные замыслы писателя опубликованы в книге “Две ночи” в 1986 г., спустя четыре года после его смерти.
Слайд 17
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с
утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины
и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын
Слайд 18
Скончался писатель в Москве 29 октября 1982 года.
Слайд 19
Использованы материалы:
сайта http://www.krugosvet.ru/
ru.wikipedia.org/wiki
www.roman.by/r-81119.html
Большая советская энциклопедия