Слайд 2
Расширение кругозора учащихся и развитие их интереса к
предмету;
Привитие интереса к искусству слова, музыке, живописи.
Цели:
Повторить сведения о
жизни и творчестве писателя;
Познакомиться с мировоззрением Л.Н.Толстого, книгами, написанными им для детей,
и его духовными исканиями.
Задачи:
Слайд 3
28 августа [9 сентября] 1828—7 [20] ноября 1910
Дом-музей Ясная поляна.
Тульская область
Ясная Поляна — усадьба
в Щёкинском районе Тульской области основанная в XVII веке.
В ней 28 августа (9 сентября) 1828 родился Лев Николаевич Толстой, здесь он жил, творил (в Ясной Поляне были написаны «Война и мир», «Анна Каренина» и др.), здесь же находится его могила. Главную роль в создании облика усадьбы сыграл дед писателя Н. С. Волконский.
Слайд 4
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать
и бросать… и вечно бороться и лишаться. А спокойствие —
душевная подлость.
Слайд 5
Интерес Льва Николаевича Толстого к проблемам воспитания и
образования детей младшего возраста получил отражение не только в
его педагогических статьях, публицистике, переписке.
Педагогические воззрения Толстого нашли художественное воплощение в его реалистических произведениях (детские образы в романах «Война и мир», «Анна Каренина», образ Николеньки Иртеньева в автобиографической трилогии), многообразном творчестве для детей. Так, в высоко оцененной Н.Г.Чернышевским повести «Детство», раскрывающей процесс духовного становления ребёнка, утверждается благотворность материнского, домашнего воспитания, выражается негативное отношение к насилию как средству воздействия на растущую личность (в том числе — к подавлению воли, унижению достоинства ребёнка).
Слайд 6
Идеи Льва Толстого получили практическое воплощение в его
деятельности в Яснополянской школе.
Итогом многолетней работы педагога-новатора явилось
создание учебных книг для детей. В основу «Азбуки», «Новой азбуки», «Русских книг для чтения» была положена идея нравственного совершенствования личности. Нравственное воспитание связывалось у Толстого в первую очередь со стремлением приобщить ребёнка к идеалам народа. Включение в круг детского чтения произведений устного народного творчества (малые фольклорные жанры, сказки, былины) мотивировалось не только учебно-образовательными (ознакомление с историей, бытом, нравами русского народа), но и нравственно-воспитательными задачами.
Слайд 7
В текстах учебных книг были сделаны акценты на
осознание учащимися святости честного крестьянского труда, воспитание презрения к
праздной жизни «любого тунеядствующего человека». Созданные Толстым произведения учили ребёнка видеть красоту и поэтичность труда, выражали восхищение силой, выносливостью, находчивостью, природным умом русского крестьянина.
Слайд 8
Своеобразную «энциклопедию народной нравственности» составляют басни Льва Николаевича
Толстого.
Они воспитывают в детях трудолюбие, честность, смелость, доброту.
В большинстве басен моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта («Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Два товарища» и др.). Автор стремится к тому, чтобы этот опыт закрепился в сознании читателя-ребёнка, подсказывая ему правильное поведение в разных жизненных ситуациях.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Слайд 9
Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал
звать:
- Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как
сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Слайд 10
В баснях, сказках, рассказах Л.Н.Толстой стремится внушить ребёнку
моральные понятия, необходимые в его настоящей и будущей, взрослой
жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому человеку нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; за бескорыстную помощь воздастся сторицей и т.п.
Согласно народной традиции, носителем высоких моральных качеств в произведениях Толстого выступает бедный, незнатный человек. Таков мудрый садовник, завещавший сыновьям перекопать землю в винограднике («Садовник и сыновья»), умный мужик, придумавший способ убрать большой камень с городской площади («Как мужик убрал камень»), сметливый бедняк, сумевший и барина не рассердить, и себя наградить из сказки «Как мужик гусей делил». В этих и других произведениях Толстой умело передаёт точку зрения народа, его оценку людей и событий.
Слайд 11
Нравственная проблематика является ведущей в рассказах о крестьянских
детях («Косточка», «Котёнок», «Пожар», «Подкидыш» и др.). В них
выражается авторское представление о детстве — «золотой поре» человеческой жизни.
В образах героев писатель выделяет такие важные нравственные качества, как искренность, естественность, прямодушие, милосердие. В произведениях о детях проявилось мастерство Л.Н.Толстого в раскрытии переживаний ребёнка, вызванных решением моральной проблемы. Автор сумел передать «внутреннюю борьбу», происходящую в душе ребёнка, через фиксацию изменений в его внешнем облике — мимике, позе, телодвижениях («Косточка», «Филиппок»). Ему удалось наметить и социальные «контуры» личности («Корова», «Солдаткино житьё»).
Слайд 12
Котёнок
Были брат и сестра — Вася и Катя;
и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети
искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
Слайд 13
Опыт Л.Н.Толстого в решении задач нравственного воспитания подростков
получает отражение в учебном пособии «Беседы с детьми по
нравственным вопросам». Книга состоит из девятнадцати отделов: «Бог», «Человек – сын Бога», «Разум», «Любовь», «Совершенствование», «Мысли», «Слова», «Поступки», «Соблазны», «Смирение», «Самоотречение», «Смерть», «Вера» и др. Помещённый в «Беседах» материал имеет выраженную нравственно-философскую направленность.
В первых отделах книги Л.Н.Толстой обращает внимание на онтологическую связь человека с Богом, которая может ещё не осознаваться ребёнком. От темы Бога и Богообщения он переходит к теме «Разума», на основе которого дети должны научиться отличать добро от зла в мыслях, словах, поступках («Для доброй жизни нужен свет разума»). Практические советы о том, как научиться любить людей, преодолевая злобу и недовольство, даются в отделе «Любовь» («Постарайся полюбить того, кого ты не любил»). Важным и необходимым Толстой считает ознакомление детей с предельным состоянием человека – смертью. «Беседы» заканчиваются отделами «Жизнь – благо», «Вера», в которых утверждается радость человеческого бытия.
«Беседы с детьми по нравственным вопросам»
Слайд 14
ИЗ ОТДЕЛА 8-го
Как удилами во рту мы управляем
конями и рулями управляем кораблями, так и языком мы
управляем всем телом. Языком можно и осквернить, можно и освятить себя. И потому надо не говорить, что попало, а внимательно следить за своими словами.
Слово – великое дело. Как небольшой огонь может сжечь целые деревни, так и от одного слова может сделаться большое несчастье.
ИЗ ОТДЕЛА 6-го
Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому надо всегда помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше.
Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправлять себя.
В этом самое главное и самое радостное дело в жизни.
«Беседы с детьми по нравственным вопросам»
Слайд 15
ИЗ ОТДЕЛА 18-го
Знай и помни, что если человек
несчастен, то он сам в этом виноват, потому что
бог создал людей не для того, чтобы они были несчастны, а для их счастия.
ИЗ ОТДЕЛА 16-го
Никогда не откладывай доброго дела, если можешь сделать его нынче. Смерть не разбирает того, сделал ли, или не сделал человек то, что должен. Смерть никого и ничего не дожидается. У нее нет ни врагов, ни друзей. Дела человека, то, что он успел сделать, становятся его судьбой, хорошей или дурной. И потому для человека важнее всего в мире то, что он сейчас делает.
«Беседы с детьми по нравственным вопросам»
Слайд 16
"Нет величия там, где нет простоты,
добра и правды"
Слайд 17
Статья в Wikipedia - Л.Н.Толстой https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Использованные материалы
Статья в
Wikipedia - Ясная Поляна https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
И . Добрицкая, статья «Нравственные
уроки Л.Н.Толстого», 2008 г.