Слайд 2
В XV–XVII веках Европа переживала бурный расцвет гуманистической
культуры. Новое историческое и культурное время подарило миру великих
учёных, путешественников, поэтов, художников, деятелей культуры, всесторонне образованных и удивительно талантливых. Среди них особенно выделяются имена Леонардо да Винчи — не только великого художника, но и гениального математика, механика, инженера и физика; Альбрехта Дюрера — художника, гравёра, скульптора; Никколо Макиавелли — государственного деятеля, дипломата, историка и писателя, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Христофор Колумба, Фернандо Магеллан, Николай Коперник. Навсегда вошли в историю мировой литературы великие писатели эпохи Возрождения — Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Джефри Чосер, Томас Мор, Франсуа Вийон, Мигель де Сервантес, Уильям Шекспир.
Слайд 3
Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
(У.Шекспир)
Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И.С. Тургенев)
Слайд 4
В конце XVI века, точнее — в 1596
году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала
бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет её был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссёру Франко Дзефирелли…
Слайд 5
У.Шекспир сюжет этой пьесы заимствовал у древнеримского поэта
Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама
и Фисбы. Мало кто помнит этих героев героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
Слайд 6
С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на
сцене? Не показалось ли вам это удивительным?
В прологе на
сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы.
В древности в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы актёров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот приём древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.
Слайд 7
Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта».
Это произведение о
жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.
Где происходит действие?
Что мы узнаём о жизни Вероны в самом начале произведения?
В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина её давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льётся кровь.
Почему оба семейства не могут “унять кровопролитья”?
Слайд 8
В чём необычность ситуации, которая предстаёт перед нами
в пьесе?
Друг в друга влюбляются члены враждующих семейств,
самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство способно преодолеть вражду.
Что такое сюжет? Выделите его элементы в трагедии У.Шекспира.
Сюжет — система событий в произведении .
Экспозиция -
изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти.
Завязка-
встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви .
Кульминация-
сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.
Развязка-
рассказ брата Лоренцо и примирение семей.
Слайд 9
Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
Способом
характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги,
поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.
Проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви.
Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?
(Акт I. Сцена 1 )
.
Слайд 10
Почему герой так отзывается о любви? В чём
дело?
Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая
не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать. Но это чисто надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца.
Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чём идёт речь?
Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:
Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.
(Акт I. Сцена 3)
Слайд 11
Сколько лет Джульетте?
О возрасте героини мы узнаём из
речи её кормилицы: “Ей нет ещё четырнадцати лет”.
Как
и где вспыхивает чувство юных героев?
Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имён друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их
Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.
(Акт II. Сцена 5)
Слайд 13
Как ведут себя Ромео и Джульетта до и
после знакомства?
Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много
и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.
Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность
Слайд 14
Как юные герои относятся к вражде своих семейств?
Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?
Они оценивают
друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” — говорит Джульетта.
Им не понятна вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны .
Чем можно объяснить ненависть Тибальта к Ромео? Почему Ромео был вынужден убить Тибальта?
Слайд 15
Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
Ромео не желал
драться с Капулетти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир,
в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла .
Слайд 16
Прокомментируйте слова брата Лоренцо в третьей сцене,
обращённые к Ромео. К чему призывает он юношу?
Сопоставьте душевное
состояние двух героев — Ромео и Джульетты — во второй и третьей сценах третьего акта.
Что возвращает им надежду?
Слайд 17
Как описана Шекспиром сцена бракосочетания Ромео и
Джульетты?
Какое событие наносит любви свой удар?
Ненависть наносит любви свой
удар — следует сцена убийства Меркуцио.
Но вслед за отчаянием приходит решимость, юношеская решимость, суровая и бесстрашная, которая делает вчерашних детей самыми мудрыми и самыми сильными из всех действующих лиц. Герои борются за свою любовь и счастье с враждебным им миром.
Слайд 18
Как герои пытались бороться за своё счастье? Кто
был их союзником в этой борьбе, а кто —
врагом?
Слайд 19
В чём видят герои смысл жизни?
Для них высшей
ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в
мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи. Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: “И за твоё здоровье пью, Ромео!”Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: “Пью за тебя, любовь!”
Слайд 20
Почему погибают герои?
Мир, в котором они живут, ещё
не готов к гармонии, примирению, доброте и любви .
Прочитайте
прощальные монологи героев и прокомментируйте их
Чем отличается душевное состояние Ромео и Джульетты в те минуты, когда они произносят свои монологи?
Слайд 21
Есть ли смысл в гибели героев?
После смерти юных
супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в
том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.
Слайд 22
Соответствуют ли эпиграфы содержанию нашего урока?
Юные герои У.Шекспира
радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь
неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти.