Слайд 2
«Вы – поэт божьей милостью»
М.Горький
«…читать Брюсова – огромное наслаждение…»
А. Луначарский
Слайд 3
В.Я.Брюсов
В.Я.Брюсов – один из ярчайших представителей Серебряного века.
Литературный критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, поэт.
В.Брюсов родился 1
декабря 1873 г. в Москве в зажиточной купеческой семье. Рос живым , любознательным ребёнком, читать научился в четыре года. С юных лет слушал разговоры об «умных вещах», читал книги научного содержания. Знания не по годам пробудили в нем мечту «стать великим».
Сочинять начал рано. Уже в гимназии осознавал себя поэтом.
Слайд 4
Знакомство с поэзией французских символистов Верлена и Рембо
стало для Брюсова «целым откровением». Юный Брюсов задумывается о
назначении поэта, хочет быть вождём русской поэзии. Уважая Пушкина, понимает, что выразить отношение к концу века может только через символизм. Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, а задачей символизма – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.
Слайд 5
Юному поэту.
Юноша бледный, со взором горящим,
Ныне даю я
тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее –
область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
1896
Слайд 6
В 1894-1895 г.г. вышли в свет три выпуска
«Русские символисты». Составителем и автором большинства стихов был В.Брюсов.
Ему 20 лет. Он студент Московского университета. В «Русских символистах» Брюсов предполагал дать читателям все возможные образцы поэзии символизма. Он искал новые стихотворные формы, впечатления.
Слайд 7
Творчество.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой
стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные
киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают словно блестки,
При лазоревой луне.
Входит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звук ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
1895
Слайд 8
В 90-е годы у Брюсова выходят первые сборники
его стихов, которые обращали на себя внимание названиями (
«Шедевры», «Это – я» ) эпатирующего ( вызывающим на скандал) характера. В ранних стихах преобладали экзотические образы, мотивы откровенно чувственной любви, творческая фантазия. Поэт большое внимание уделял формальному экспериментированию, совершенствованию технических навыков стихосложения.
В 1900 г. выходит новая книга Брюсова «Третья стража». Эта книга стала событием в литературе. «Впервые в рецензиях на эту книгу ко мне отнеслись как к поэту»,- писал Брюсов. «Третья стража» - книга двух планов : поэт освещает прошлое человечества через лики разных героев («Любимцы веков») и говорит о современности («Я люблю большие дома»). В этой же книге остро встает тема Времени. Предчувствия Брюсова мрачны. В стихотворении «В дни запустений» настоящее видится ему огромным зданием в шатких строительных лесах.