Слайд 2
Немножко о детстве
Василий Андреевич Жуковский 1783 -1852 русский
поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
Родина Жуковского —
село Мишенское, находящееся в трех верстах от уездного города Белева, в Тульской губернии. Отцом его был довольно состоятельный помещик Афанасий Иванович Бунин и мать Марии Григорьевне Безобразовой Материал для обрисовки детства Жуковского дают воспоминания о его близкой родственницы, Анны Петровны Зонтаг, с которой, рос и воспитывался поэт. Эти воспоминания были написаны по следующему поводу. Таким образом, с самых ранних лет Жуковского окружали заботы и любовь. Общество, в котором находился ребенок, было главным образом женское. В семье было 15 женщин
Слайд 3
В своем дневнике за 1806 г. Жуковский.
набрасывает схему автобиографии, в которой между прочим мы находим:
«Учение у Роде. Первые сочинения...". Таким образом первые литературные опыты Жуковского. относятся к самому раннему детству, когда ему не было 10 лет. В той же схеме для автобиографии мы читаем далее: «Выход из Родева пансиона. Отъезд в Мишенское... Отъезд в Тулу... Учение в училище... Сочинения... выход из училища...".
Зимой 1795 г., когда Жуковскому. шел 12 год, он написал целую трагедию: «Камилл, или Освобождение Рима» и поставил ее на сцене. Он был сам режиссером, сам устроил театр, приготовил костюмы и руководил представлением.
Сцена была устроена в зале; вместо кулис была поставлена ширма и стулья.
Со дня рождения Жуковский, как это практиковалось в то время, был записан в армию. Жуковский был записан в Нарвский пехотный полк, в котором служил его отец и который стоял в Кексгольме .Но по каким-то обстоятельствам ребенок был «уволен в отставку по прошению и без награждения чином». В 1795 г. майор Дмитрий Гаврилович Посников предложил свезти Жуковского в Кексгольм в Нарвский полк. М. Г. Бунина выразила согласие, и Жуковский был снаряжен в путь.
Слайд 4
Обучался в тульском пансионе Христофора Роде и Главном
народном училище (1790—94). По совету знаменитого тульского ученого и
мемуариста А. Т. Болотова в 1797 определен в Московский университетский благородный пансион, где сближается с братьями Тургеневыми, братьями Кайсаровыми, А. Воейковым, Д. Блудовым, Д. Дашковым. Верность пансионному товариществу они сохранят на всю жизнь. Одно из самых ярких впечатлений юности — коронация имени. Александра I в Московском Кремле 15 сент. 1801. 18-летний Жуковский был дежурным — проверял пригласительные билеты на Кремлевскую площадь. Летом 1802, после неудачного дебюта на служебном поприще в Соляной конторе, в Мишенском переводит элегию «Сельское кладбище» Т. Грея, которую назовет впоследствии своим первым стихотворением. Дебют в литературе оказался более удачным: «Сельскую элегию» публикует карамзинский «Вестник Европы». Там же, в Мишенском, пробует свои силы на педагогическом поприще — в качестве домашнего учителя дочерей своей старшей сводной сестры Е. А. Протасовой — Маши и Саши. Так обозначатся 3 основные линии жизни и творчества Жуковского — государственная служба, поэзия и педагогика. И драма всей жизни тоже определится в Мишенском. Жуковский сам поражен зародившемуся чувству любви к ребенку, объясняя в дневниках, что видит Машу Протасову «не таковою, какова она есть, а таковою, какова она будет». Выпускает 6 томов перевода «Дон Кихота», пишет элегию «Вечер», множество др. стихов, принесших ему известность в литературных кругах.
Слайд 5
В 1883 в день Рождества Христова в Зимнем
дворце был впервые исполнен гимн «Боже, Царя храни!» композитора
А. Ф. Львова на слова Жуковского. Сам Жуковский называл его «молитвой Русского народа» и не акцентировал внимания на своем авторстве, подчеркивая, что автором гимна-молитвы является народ, это народное произведение. Аналогичную задачу ставил пред собой и композитор А. Ф. Львов. «Я чувствовал надобность, — писал он, — написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа».
В этот же период, предшествовавший гибели Пушкина, Жуковский вместе с драматургом Розеном работает над либретто оперы М. И. Глинки «Жизнь за Царя». «Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, — вспоминал М. И. Глинка, — Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет “Жизни за Царя”. Сцена в лесу глубоко врезалась в мое воображение; я находил в ней много оригинального, характерного, русского». Жуковский написал эпилог оперы и трио «Ах, не мне бедному, ветру буйному…» В обсуждении замысла оперы принимал участие Пушкин.
Слайд 6
Отъезд в Германию
Жуковский принял решение переселиться в Германию,
где весной этого года женился на юной Елизавете, дочери
своего старого друга художника Рейтерна. Он делает несколько попыток вернуться в Россию, но состояние здоровья жены и надвигающаяся слепота не позволяют осуществить этого намерения.
Творческая деятельность Жуковского не ослабевала в последний период жизни: закончил начатый еще в России перевод индийской народной повести "Наль и Дамаянти", перевел поэму "Рустем и Зораб" и "Одиссею" Гомера. В 1845 пишет "Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке".
Слайд 7
Перед Отечественной войной Жуковский работает над переводом «Слова
о полку Игореве», разрабатывает план исторической поэмы о временах
кн. Владимира. Он всецело поглощен идеей труда как исцеления от всех недугов. Записывает: «Работа — средство к счастью, она же и счастье». В эти же предвоенные годы его посетил гений стихотворства. В первые дни войны Жуковский заканчивает балладу «Светлана» и «Послание к Плещееву».
После войны, пережив тяжелое заболевание горячкой, Жуковский возвращается в свое небольшое именьице Холях, подаренное ему приемной и родной матерью в 1810 вместе с 17 душами крепостных. Притягательная сила этой деревеньки для него состояла еще и в том, что буквально напротив находилось имение Протасовых — Муратова, где жила его Дульсинея — Маша. Жуковского встретили в Муратова как героя Бородинского сражения, прославленного поэта-воина. Маше уже исполнилось 20 (Жуковский был всего лишь на 10 лет старше ее). Жуковский просит ее руки, но получает решительный отказ. «Тебе закон христианский кажется предрассудком, а я чту установления Церкви», — отвечает ему Екатерина Афанасьевна. Жуковский пытается объяснить: «Я вовсе вам не родня: закон, определяющий родство, не дал мне имени вашего брата». Формально он был прав: по документам они не состояли в родстве. Но Екатерина Афанасьевна отвечала на уговоры друзей и родных: «Я говорила с умными и знающими закон священниками; никто не уничтожил нашего родства с ним. Родство наше признано Церковью».
Слайд 8
4 июня 1887 года в Александровском Саду был установлен бюст. Жуковского
(скульптор В П Кретон, архитектор А.С. Лыткин). Открытие бюста произошло к столетию
со дня рождения поэта. Место установки памятника выбрано не случайно: Жуковский был близок императорской семье и стал одним из воспитателей Александра II.
Слайд 9
Большое достижение:
Большим достижением Василия Андреевича Жуковского в балладе
«Двенадцать спящих дев» был психологический анализ и романтические картины
природы, отражающие настроение произведения в целом, внутренний мир героев. В этой балладе сюжет, образы и религиозные мотивы — все в своем лирическом звучании выражает переживания поэта и его мировоззрение. После «Двенадцати спящих дев» поэт уже не писал на русский сюжет.
В 1814 была написана «Эолова арфа» — баллада на тему о неравной любви. В ней утверждается торжество любви над смертью и превосходство нравственного достоинства человека над общественным положением. Это произведение — одно из высших достижений поэта. Василий Андреевич написал немало переводных и оригинальных баллад на античные сюжеты и сюжеты баллад западноевропейских писателей.
Слайд 10
Поэмы:
«Ильинский узник» (1822) «Ноль и Дыманте» (1844) (часть
индийского эпоса «Махабхарата»)
«Рустем и Зураб» (1849) (часть поэмы Фирдоуси «Шахнаме»)
«Одиссея
(1849; нов. изд. — 1982)
Слайд 11
Последние годы жизни
Религиозная настроенность не покидает Жуковского никогда,
но с особенной силой она проявляется в период его
жизни за границей (с 1841). Поэзия его все более и более проникается религиозными мотивами. В этот период он пишет богословские рассуждения «О внутренней христианской жизни», «О промысле», «О вере» и пр. Он даже мечтает о переводе Нового Завета на русский язык. Последние дни его жизни подробно описаны в воспоминаниях священника Базарова, его духовника. Когда о. Базаров приобщил Жуковского, то тот обратился к своим детям: «Дети мои, дети! Вот Бог был с нами! Он сам пришел к нам! Он в нас теперь»! Но перед своей смертью он позвал к себе младшую дочь и велел ей сказать матери: «пойди, скажи матери, я теперь нахожусь в ковчеге и выпускаю первого голубя — это моя вера; другой мой голубь — терпение». Последние слова Жуковского были обращены к жене: «теперь остается только материальная борьба, душа уже готова».