Слайд 2
Вещное и вечное в повести
Н. В.
Гоголя «Портрет».Что победило, что погубило и почему?
*Что заставило
Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее?
*Образ Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
*Сюжетный план и композиция 1 части повести.
*Сюжетный план и композиция 2 части повести.
*Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?
В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
*Живопись и иконопись в повести.
Слайд 3
Учебная тема:
Н. В. Гоголь «Портрет».
Учебный предмет:
Литература
Участники:
Ученики 8 «Б» класса
Слайд 4
Творческие задания
Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к
повести «Портрет» и переделать ее? (буклет);
Образ Петербурга в повести.
Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.(страница презентации);
Сюжетный план и композиция 1 части повести.(страницы презентации);
Сюжетный план и композиция 2 части повести.(страницы презентации);
Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?
В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
(страницы презентации);
Живопись и иконопись в повести.(публикация).
Слайд 5
Исследовательские задания
для учащихся
Что заставило Гоголя пересмотреть свое
отношение к повести «Портрет» и переделать ее? (буклет);
Образ Петербурга
в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.(страница презентации);
Сюжетный план и композиция 1 части повести.(страницы презентации);
Сюжетный план и композиция 2 части повести.(страницы презентации);
Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?
В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
(страницы презентации);
Живопись и иконопись в повести.(публикация).
Слайд 6
Результаты исследовательской работы учащихся
1 группа
работала над темой
«Что заставило Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет»
и переделать её?» (буклет) и сделала вывод:
Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу. Критика В.Г.Белинского и неустанная работа А.Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц.
Слайд 7
Н. В. Гоголь лишь продолжатель традиций А. С.
Пушкина. Есть целый цикл повестей, где сам ГОРОД провоцирует
людей на поступки и проступки – «Петербургские повести».
3 группа
работала над темой
«Сюжетный план и композиция 1 и 2 частей повести. Сравнение.»
Повесть имеет бвухчастную структуру, что исключительно важно для понимания произведения. Составив сюжетный план и композицию 1 и 2 частей повести, проследили путь героев « от таланта к гибели», « через испытания к расцвету». Что заставляет героев пройти этот путь? Портрет! А он несёт в себе зло.
Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.
2 группа
работала над темой
«Тема Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя» (презентация)
Слайд 8
4 группа
работала над темой
«Что связывает повесть А.
С. Пушкина «Пиковая дама» и повесть Н. В. Гоголя
«Портрет»?»
Пушкин в видении Германа показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая желанием выигрыша. Но человек может противостоять злу, он хозяин себя. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает зло, и человек не может бороться с ним.
Слайд 9
6 группа
работала над темой
«Живопись и иконопись в
повести»
Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте
духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю.
Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».
Слайд 10
Итоговое задание для всех учащихся
Что же вещное, а
что вечное?
Вещное – зло.
Вечное – добро.
Сочинение “Добро и зло
в повести Н. В. Гоголя “Портрет”.
“…Соседство первой и второй частей в “Портрете” Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы…
Зачем это автору? Мне кажется, что автор ещё раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает, прежде всего хранить чистоту сердца, “бодрствовать” душой.”
Слайд 11
Результаты представления исследователей
Презентация
Буклет
Публикация
Слайд 12
Дидактические цели проекта.
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;
Приобретение навыков самостоятельной
работы с большими объемами информации.
Слайд 13
Методические цели
Познакомиться с повестью Н. В. Гоголя «Портрет»
Развить
умение аналитического подхода к художественному тексту.
Выяснить, каким должен быть
истинный художник – по Гоголю.
Развивать навыки размышления по прочтении художественного произведения.
Слайд 14
Этапы и сроки проведения проекта