Слайд 2
Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался
из духовного опыта Достоевского во время его пребывания на
каторге.
Создание романа
Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866г
Слайд 3
Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это
– психологический отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из
студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым, «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на процент».
Содержание романа
«Психологический отчёт» об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.
Слайд 4
Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть
первая – совершение преступления; последующие пять частей – наказание
(«психологический отчёт» преступника); эпилог – раскаяние.
Композиция и жанр
Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров:
- детектива (совершено преступление, которое раскрывается);
- социально-бытового жанра (даны картины жизни униженных и оскорблённых);
- наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологический исследований.
Роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.
Слайд 5
Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы
были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные
ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».
Главные идеи
Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление.
Достоевский первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.
Слайд 6
Портрет
Родион Раскольников
Главный герой романа – разночинец, бедный студент.
Наделён привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными
глазами… ростом выше среднего, тонок и строен».
Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт.
В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие.
Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.
Слайд 7
Причины преступления
Родион Раскольников
Социальные: крайняя степень нищеты самого героя
и его матери с сестрой; его сердце разрывается от
сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре).
Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.
Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.
Слайд 8
Поиск истины
Родион Раскольников
Теория Раскольникова делит людей на «слабых»
и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь
дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека.
Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту.
Слайд 9
Поиск истины
Родион Раскольников
Получается, что по своей теории он
должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы
эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова.
Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочность своих заблуждений через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.
Слайд 10
Теория о «Делении людей на два разряда»
Находясь во
власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет
справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.
«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.
Слайд 11
Обыкновенные люди
Люди консервативные, чинные. Такие люди живут в
послушании и любят быть послушными.
Это материал, служащий единственно для
зарождения себе подобных.
Они слабы, бессильны и не способны изменить своей участи.
Такие люди не могут заслуживать сожаления. Их жизнь ничего не стоит – она может служить лишь жертвой «особенным людям» для достижения их великих целей. Это многочисленный материал для немногочисленных наполеонов.
Слайд 12
Необыкновенные люди
Эти люди устанавливают новые законы жизни, изменяют
жизнь, смело разрушают старое, их не останавливает даже необходимость
пролить чью-то кровь на своём пути для достижения своих целей.
Они имеют талант сказать новое слово и преступить закон во имя лучшего.
Это избранные люди. Такими личностями были, например, Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон.
Слайд 13
Крушение теории Раскольникова
Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком
Теория Раскольникова
о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена
на избранности одних и уничижения других.
Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!»
Принцип этот – его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.
Слайд 14
Крушение теории Раскольникова
Созданная теория оказалась безнравственной
На каторге Раскольников
всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя
не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Они приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.
Слайд 15
Крушение теории Раскольникова
Любая теория абсурдна. Делать жизнь по
теории нельзя.
Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По
его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может показаться.
Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Слайд 16
Художественные приёмы в романе
Антитеза
У Достоевского человек противоречив. Его
герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра,
сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.
Слайд 17
Художественные приёмы в романе
Символика
В романе широко использована символика
имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён и
сюжетов.
Слайд 18
Художественные приёмы в романе
Изображение фона событий
В романе нет
никаких художественных описаний красот природы. Вместо них – описание
убогих жилищ и интерьеров, трактиров, распивочных, полицейских участков, многоэтажных домов, заселённых беднотой, - в них люди задыхаются от физической и душевной духоты.
Слайд 19
Художественные приёмы в романе
Ощущение времени
Время в романе то
беспредельно растягивается, то сжимается, то вовсе исчезает.
В первой
части романа оно растянуто (три дня), после совершения преступления ритм ускоряется, но сам Раскольников ощущение времени теряет (он заболевает, впадает в беспамятство), а события, описанные в третьей и четвёртой частях романа длятся всего два дня. Получается, что Раскольников-теоретик живёт вне времени, а Раскольников-деятель «входит во время».
Слайд 20
Художественные приёмы в романе
Изображение «двойников» главного героя
Достоевский изображает
«двойников» Раскольникова: это Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович
Свидригайлов. В общении с ними Родион осознаёт несостоятельность созданной им теории.
Свидригайлов
Лужин
Слайд 21
Символика цвета в романе
Жёлтый цвет – основной цвет
романа.
Использование и значение:
- Родион Раскольников живёт в жёлтой
каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями.
- Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои.
- Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева.
- От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым.
- Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет.
- У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева».
Слайд 22
Символика цвета в романе
Жёлтый цвет – основной цвет
романа.
Использование и значение:
- Свидригайлов остановился в гостинице в
комнате с жёлтым цветом обоев.
- Перстень с жёлтым камнем у Лужина.
- Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице.
- Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.
Слайд 23
Символика цвета в романе
Зелёный цвет в романе
Использование
и значение:
- Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его
как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот платок – не только олицетворение страданий, которые выпали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий. (Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона).
- В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», пересиливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга.
Слайд 24
Значение имён и фамилий
Раскольников
Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность
главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой.
Софья
Софья означает
«смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и на перестаёт верить в добро и справедливость.
Слайд 25
Значение имён и фамилий
Лебезятников
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.
Авдотья
Романовна
Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая
любовь Ф.М.Достоевского.
Лизавета Ивановна
Елизавета – «почитающая Бога».
Слайд 26
Интерьеры
Комната Раскольникова
Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка,
шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со
своими жёлтыми пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»
Слайд 27
Интерьеры
Комната Сони
«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на
сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало
ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь… другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели».
Слайд 28
Интерьеры
Жилище Мармеладовых
Проходной угол: «Огарок освещал беднейшую комнату шагов
в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая
простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол, … на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».
Слайд 29
Сон как художественный приём
Подсознание
Сон – это общение человека
со своим подсознанием. Сны зависят от психического состояния человека
и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Сон – часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и размышлять.
Художественный приём
Введение в произведение сна – излюбленный приём многих писателей (сны Татьяны Лариной, Ильи Обломова, художника Чарткова). Приём даёт возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.
Слайд 30
Первый сон Раскольникова
Экспозиция
Родион видит сон до преступления, в
пору мучительных раздумий. Сон выполняет функцию экспозиции: знакомит читателя
с людьми, которые будут встречаться на всём протяжении романа.
Содержание
Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Снится, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают маленькую лошадёнку, запряжённую в огромную телегу. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом Родион плачет, хочет кричать.
Слайд 31
Первый сон Раскольникова
Смысл
Сон несёт большую смысловую нагрузку: открывает
истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие
противоречит его собственной натуре.
Символика
Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак – олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Но любой русский начинает жизнь в церкви и заканчивает её там же. Церковь не случайно находится в 300 шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь.
Слайд 32
Значение снов Раскольникова
Сон после убийства
Сон-крик заполнен страшными звуками:
«…таких неестественных звуков, такого вопля, скрежета слёз, побоев и
ругательств он ещё никогда не слыхивал». Настасья так охарактеризовала состояние Родиона: «Это кровь в тебе кричит». В нём кричала кровь убитых им людей. Всё существо героя воспротивилось совершённому им убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи. В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Родиона.
Слайд 33
Значение снов Раскольникова
Сон, в котором Родион повторяет убийство
Обстановка
во сне напоминает царство мёртвых. Но всё мёртво только
для Родиона – для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени с быдлом. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.
Слайд 34
Значение снов Раскольникова
Сон про оазис
Родиону грезится тот идеальный
мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества. Он
мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя (неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход – начало карьеры Наполеона). Описание наполнено красивыми эпитетами.
Слайд 35
Значение снов Раскольникова
Сон на каторге
Мир-оазис из предыдущего сна
осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной моровой язве.
Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческих мучений (он – полная противоположность сну про оазис). После этого сна Родион понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от неё.
Слайд 36
«Двойники» Раскольникова
Считают себя «сильными мира сего», живут по
принципу «всё позволено»
Слайд 37
«Двойники» Раскольникова
Считают себя «сильными мира сего», живут по
принципу «всё позволено»
Слайд 38
Семья Мармеладовых
(одна из тысяч подобных ей семей бедняков)
Опустившийся,
утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь
в кабаке о своей судьбе – это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей (после смерти в кармане у него нашли мятного петушка). Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и честная Соня, живёт по жёлтому билету. Перед нами – полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек.
Семён Захарович
Слайд 39
Семья Мармеладовых
(одна из тысяч подобных ей семей бедняков)
До
предела измученная женщина – мачеха Сони. Она благородного происхождения
(из разорившейся дворянской семьи), поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у неё нет никакой отдушины (Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке). Катерина Ивановна – натура страстная, гордая, бунтарская. Всё, что её окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки.
Катерина Ивановна
Слайд 40
Семья Мармеладовых
(одна из тысяч подобных ей семей бедняков)
18-летняя
девушка, всё образование которой – несколько книг романтического содержания.
С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и человеческое горе. Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.
Соня
Слайд 41
Главные черты Сони Мармеладовой
Чтобы облегчить жизнь своей семьи,
своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся её
жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет?» Любовь к ближним лишает её даже такого выхода, как смерть.
Самопожертвование
Слайд 42
Главные черты Сони Мармеладовой
Девушка не возмущается и не
протестует – она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет
бунту Раскольникова. Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога.
Смирение
Слайд 43
Главные черты Сони Мармеладовой
Именно Соне обязан Родион Раскольников
своим духовным возрождением. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна
даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня, по замыслу автора, несёт в себе Божественное начало.
Всепрощение
Слайд 44
Изображение Петербурга в романе
Слайд 45
Изображение Петербурга в романе