Слайд 2
Цели работы с детьми:
привить любовь к чтению
развить литературно-художественные
и творческие способности
сформировать представление о сущности чтения и его
свойствах
Слайд 3
Эта игра предназначена для детей 6-8 лет, так
как основное чтение в этом возрасте именно сказки
Слайд 4
Игра обязательно должна проводится в уютных условиях, чтобы
дети могли быть самими собой и никого не стеснялись.
Желательно группа детей не более 10 человек.
Слайд 5
Для детей игра – сфера их социального творчества,
полигон общественного и творческого самовыражения. Игра – это поиск
себя в коллективе, обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Слайд 6
Игровые элементы рекомендуется использовать в различных мероприятиях, проводимых
для детей, чтобы создать эмоциональный настрой на восприятие новой
информации,
развить умение строить диалог, способствовать формированию образного представления о предмете.
Слайд 7
План игры:
1 этап: познакомить детей со сказкой как
жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка,
зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
Слайд 8
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием
карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4
этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Слайд 9
Морфологическая схема волшебной сказки В. Проппа:
Слайд 10
Основные элементы:
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка
начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").
Слайд 11
2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с
небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").
Слайд 12
3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со
двора", "не пей водицы").
Слайд 13
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце
выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу
пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
Слайд 14
5. Герой покидает дом (при этом герой может
либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей
разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
Слайд 15
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
Слайд 16
7. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья
отравляет яблоко).
Слайд 17
8. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение
антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
Слайд 18
9. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться,
покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
Слайд 19
10. Герой вступает в битву с врагом (иногда
это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание
или игра в карты).
Слайд 20
11. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не
только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют
или уничтожают с помощью хитрости).
Слайд 21
12. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба,
пол царства в придачу).
Слайд 22
13. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся
истории).
Слайд 23
Как можно использовать метод сказки для того, чтобы
помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод
ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.
Слайд 24
Для этого сказку можно начать, например, со слов:
«Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время
сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.
Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.
Слайд 25
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления
сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1 Желательно чтобы
у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.
2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…
Слайд 26
3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного
героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить
психическое напряжение и разрядить эмоции.
4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
Слайд 27
5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого
надо победить (или может быть изменить его).
6 Финал
сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
Слайд 28
Эта всесторонне развивающая игра будет интересна всем детям,
если удастся провести все четко по правилам. Благодаря такому
направлению библиотечно-информационного обслуживания библиотека привлечет к себе внимание новых и новых читателей
Слайд 29
Благодаря таким интересным проектам мы сможем привлечь детей
в библиотеки и привить им любовь к чтению. И
тогда Россия вновь станет самой читающей страной!