Слайд 5
По горизонтали:
1. Углубленное изображение психических, душевных переживаний.
2. Общий вид какой-нибудь
местности.
3. Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и
понятий.
4. Образное, художественное определение.
5. Мелкая подробность, частность.
6. Последовательность и связь описания событий.
По вертикали:
1. Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому.
2. Строение, соотношение и взаимное расположение частей.
3. Тот, кто рассказывает что-нибудь или в художественном повествовании от чьего-нибудь лица, образ того, от чьего лица ведется рассказ.
4. Внутреннее пространство здания, помещения, а также его убранство, устройство.
5. Художественное изображение, образ литературного героя.
Слайд 7
По горизонтали:
1.Психологизм; 2. Пейзаж; 3. Антитеза; 4.Эпитет; 5.
Деталь; 6. Сюжет.
По вертикали:
1. Метафора; 2. Композиция; 3. Рассказчик;
4. Интерьер; 5. Портрет
Слайд 9
1. Каковы основная тема и проблема рассказа? Почему
рассказ называется “Телеграмма”? Какую телеграмму имел ввиду автор и
почему? /рассказ-предостережение/
Слайд 11
Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки? Если исключить
строки с описанием природы из повести, изменится ли что-либо?
Какова роль образа подсолнечника? Изменяется ли пейзаж в течение рассказа? /принцип градации/
Обратите внимание на философский подтекст пейзажа /традиции в русской литературе/
Слайд 12
Интерьер в доме Екатерины Ивановны.. /уходящая культура 19
века умирает вместе с хозяйкой /Пушкиным, Тургеневым, Крамским, Полиной
Виардо, Гюго
Слайд 15
Портрет Насти. Что во внешнем облике подчеркивает автор?
/Сольвейг- в переводе означает “Солнечный путь”/. Можно ли
употребить слово “пустельга” к Насте /Хищная птица семейства соколиных и легкомысленный и пустой человек/
Слайд 17
Задание по группам
Художественные детали в рассказе:
А) Манюшка, шмыгая
носом. Отнесла это письмо на почту. Долго засовывала его
в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина петровна и не знала, как дожить до утра.
В) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Какие художественные детали, которые выполняют важную роль, можно еще найти в тексте?
Слайд 18
“…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд Гоголя”. Гоголь-
сатирик, который обладал уникальной способностью сразу угадывать человека.
Никто не разглядел сущности Насти, кроме Гоголя. Молодой скульптор Тимофеев создал скульптуру , сумев передать оттенки души Гоголя.
Слайд 19
Прием контраста - ленинградские и сельские страницы;
в сцене,
когда Настя получает телеграмму: “Катя помирает. Тихон”. –
“…а
с кафедры неслось: забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…”
Слайд 20
Какую библейскую заповедь нарушила Настя ? / из
домашнего задания/, “Чти отца своего и матерь твою, да
благо ти будет, и долголетен будеши на земле”
Слайд 21
Задание по группам
Какова роль сторожа Тихона в рассказе?
/Почему автор самоустраняется из повествования?/ Каким образом автори доносит
до читателей мысль о безысходности одиночества? /подсолнечник, мышь, ночник/
Слайд 22
Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у
Насти пробудилась? /Имя Настя “Воскрешающая”/. Для чего в рассказ
вводится образ молодой учительницы?