Слайд 2
«В России невозможности нет»
Слайд 3
Николай Семёнович Лесков
1831-1895
Я… думаю, что я знаю русского
человека в самую его глубь… Я не изучал народа
по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе…
Слайд 4
Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова
русские люди признают самым русским из русских писателей и
который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть»
(Д. П. Святополк-Мирский, 1926)
Слайд 5
Начало пути
Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831
года в селе Горохове, Орловской губернии, в семье небогатого
судейского служащего. Свое обучение будущий писатель начинал в стенах Орловской гимназии. Не окончив ее, Лесков начал свою службу чиновником в Орловской уголовной палате
Слайд 6
Киев в жизни Н.С.Лескова
Воспоминания о киевской
жизни нашли отражение во многих его произведениях
"Импровизаторы"
"Некрещеный поп"
"Печерские антики"
"Старинные психопаты"
"Заячий ремиз»
В 1849 году Лесков был переведен в Киев. В Киеве он становится чиновником казенной палаты, а позже помощником столоначальника.
Университетский Киев, как культурный центр, заметно отличался от провинциального Орла.. В доме своего дяди, профессора медицины С.П. Алферьева, Лесков общался почти со всеми молодыми профессорами университетского кружка. В этот период своей жизни Лесков близко знакомится с Тарасом Шевченко и многими другими прогрессивными людьми.
Слайд 7
Еще больший жизненный опыт Лесков приобрел, когда оставил
государственную службу и поступил на работу к англичанину А.Я.
Скотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных, мужу своей тетки. Сопровождая переселяемых на новые земли крестьян, он много разъезжал по стране, посетил множество городов, попадая в самые отдаленные уголки России.
Слайд 8
В 60-е годы XIX века на страницах петербургской
печати впервые стало появляться имя Николая Лескова. С 1861
года он – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а позднее «Северной пчелы». Писатель начал с публицистики, он словно спешил выплеснуть накопившийся багаж своих наблюдений. Многие его фельетоны, публицистические статьи, очерки и литературные обозрения были близки по своему характеру настроениям демократов-шестидесятников.
Слайд 9
Одновременно развивалось и художественное мастерство Лескова. Во всей
своей убогости и неприглядности быта предстают в раннем творчестве
Лескова картины деревенской жизни, губительные последствия крепостнического строя.
Слайд 10
В 1874 году Лескова назначают членом особого отдела
Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению издаваемых для
народа книг, однако в 1883 году он оставил этот пост. До конца своей жизни Лесков живет в Петербурге, лишь в 1875 и 1884 годах он на короткое время выезжает за границу.
Слайд 11
Умер Николай Семенович Лесков
5 марта 1895 года.
Памятники Н.С. Лескову и героям его
произведений
Слайд 12
Вы уже знакомы с творчеством Н.С.Лескова
Какое произведение
о таланте и патриотизме русского человека мы с вами
изучали?
Слайд 14
Анализ рассказа «Старый гений»
"Гений лет не имеет –
он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы"
Ларошфуко
Слайд 15
Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским
франтом старушка-помещица, давшая ему в долг денег и заложившая
для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут-то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело. Его рассказчик называет "гением".
Слайд 16
Что такое «ГЕНИЙ»?
ГЕ́НИЙ (лат. Gens, Genus — "происхождение,
род") — в древнеримской мифологии — божество, прародитель рода,
племени, а также олицетворение мужской силы.
Гений (в общем см. Гениальность) — лат. genius (от genus — род), первоначально — дух умершего родоначальника, которому воздавалось религиозное почитание.
ГЕНИЙ - филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о "гении" - "духе" (греч., букв. "наделяющий"; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества…
ГЕНИЙ, -я, м. 1. Высшая творческая способность. Литературный г.Толстого. 2. Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г. (о том, кто чересчур высоко оценивает свои способности; ирон.). 3. В древнеримской мифологии: дух - покровитель человека, позже -вообще олицетворение добрых или злых сил. Добрый г. (тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние). Злой г.
Слайд 17
Как вы считаете, какое из предложенных
определений больше
всего подходит к
рассказу Н.С.Лескова?
дух - покровитель человека, позже
–
вообще олицетворение добрых или злых сил
Слайд 19
Наша задача – определить, что же хотел сказать
великий писатель своим рассказом, чему научить, над чем заставить
задуматься…
Слайд 20
Перечитайте первый абзац второй главы
С какими трудностями столкнулась
старушка-помещица?
Почему никто не мог ей помочь?
Можно ли назвать сложившуюся
ситуацию типичной для России?
Как вы думаете, похожий случай может произойти в наше время?
Слайд 21
Судебное дело, затеянное героиней, решилось быстро и благоприятно
для нее. Но дальше этого власти не сдвинулись. Никто
не хочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом ("он всем нам надоел"), но остающимся безнаказанным, так как "было у него какое-то могущественное родство или свойство". Поэтому-то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая "мелочь жизнь" изображается Н. С. Лесковым
Слайд 22
Перечитайте эпизод вручения бумаги
Как были «побеждены неодолимые
затруднения»?
Кого из героев рассказа можно отнести к честным людям?
Слайд 23
В рассказе Н. С. Лескова свет добра несут
сама героиня, "женщина прекрасной честности", "добрая старушка", и рассказчик,
выручивший ее необходимыми деньгами, и сам «старый гений». Они обездолены и бесправны. Нет у Лескова яростного осуждения беспомощности власти, не способной заступиться за несправедливо обиженных. Но вопрос напрашивается сам: «Доколе? И на что годится такая власть?»
Слайд 24
Недавно мы прочитали рассказ Н.В.Гоголя «Шинель». Что роднит
его с рассказом Лескова?
Слайд 25
Тема «маленького человека», поднятая ещё А.С.Пушкиным в «Станционном
смотрителе», продолженная в гоголевской «Шинели», получила блистательное развитие в
творчестве Н.С. Лескова
Слайд 26
Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в
произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нем не
говорит, не приводит каких-либо подробностей, касающихся его жизни. Но тем не менее, образ кажется читателю вполне узнаваемым. Это просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху. Старому гению, которым в данном произведении выступает бедный чиновник, удается практически невозможное — он заставляет великосветского наглеца уплатить старушке весь долг.
Слайд 27
Вспомните, как зовут «старого гения»? Случайно ли именно
это имя?
Это типичный русский человек. В повести его имя
кажется слишком уж обыкновенным — Иван Иванович, и это является еще одним доказательством того, что героя можно отнести к нарочито типичным образам
Слайд 28
Старый чиновник вызывает неподдельное восхищение и уважение. Он
кажется намного более благородным и возвышенным по сравнению с
теми, кто отказывал старушке в помощи.
Слайд 29
Что сближает рассказ «Старый гений» со сказом «Левша»?
И
в талантливом мастере, левше, и в старом гении-чиновнике удается
разглядеть черты русского национального характера: стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным. Большинство русских людей в опасных обстоятельствах способны проявить самые удивительные качества
Слайд 30
В чём же заключается загадка, вечная тайна русского
национального характера?
Слайд 31
«Умом Россию не понять…»
В России есть место всему
– и злодейству, посредством
которого будет обижен беззащитный
и несчастный,
и одновременно
— благородному делу,
которое исправит положение бедняги
Слайд 32
Н.С. Лесков относил свой рассказ к «Святочным» или
«Рождественским». Почему?
Рождественский или святочный
рассказ — литературный жанр, характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.
Слайд 33
Давайте подведём итоги. Какие же нравственные проблемы затрагивает
Н.С.Лесков в своём рассказе?
«Маленький человек» Бесправие и беззаконие
Вечная загадка
русского национального характера
Слайд 34
Молодцы! Вы правильно рассуждаете!