Слайд 2
МОЛИТВА -
1. В религии: установленный канонический текст, произносимый
при обращении к Богу, к святым.
2. Моление, обращенное к
Богу, к святым.
(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова - Толковый словарь русского языка)
Слайд 3
Молитва «Отче наш»
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да
святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко
на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
Слайд 4
У воспитанного в православии М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений
с названием "Молитва". Однако его отношение к Богу противоречиво.
Ознакомьтесь
со стихотворениями М.Ю.Лермонтова.
Определите, в чём заключается противоречие в отношении поэта к Богу?
Слайд 5
"Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829)
Покаяние или несогласие?
Не
обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что
мрак земли могильной
С её страстями я люблю;
За то, что в душу редко входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
Слайд 6
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За
то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что
мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не тебе молюсь.
Слайд 7
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце
в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда
на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Слайд 8
Стихотворение звучит богоборчески. Вопреки структурным канонам молитвы, поэт
не восхваляет Бога, прежде чем обратиться к нему с
просьбой. Он пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков "земном мире". Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта значит лишить его жизни, то путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт. Глубина переживаний, сложность жизненных коллизий в этом стихотворении доказывают, что Лермонтов уже в раннем возрасте показал себя поэтом-философом, поэтом-провидцем.
Слайд 9
Ангел (1831)
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц,
и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Слайд 10
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз.
И звук
его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Слайд 11
М.Врубель “Ангел с кадилом и свечой”
Леонардо да Винчи
«Благовещение»
Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению
“Ангел”?
Слайд 12
«Юнкерская молитва»
(1833-1834)
Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От
маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Какой характер носит
стихотворение?
Чем это можно доказать?
Слайд 13
Алёхин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Ещё моленье
Прошу принять —
В
то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой
лишней
Не надоем.
Слайд 14
Комический пафос стихотворения создается несоответствием канонической трехчастной композиции
молитвы и его содержания. Все просьбы лирического "я" к
Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно. Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: "от куртки тесной", "маршировки" "парадировки", упражнений "в манеже", необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: "царю небесный" (с архаической формой звательного падежа), "спаси", "глас", "моленье", "царь Всевышний", -- а с другой стороны, разговорные слова и обороты "тесной", "как от огня", "Алёхин глас", "опоздать", "не надоем". Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу, лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он "хорош уж тем", что никогда не надоест Богу "просьбой лишней". Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического "я" к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без божьей помощи.
Слайд 15
"Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою...") (1837)
Я,
матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не
о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Слайд 16
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость
светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится
часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Слайд 17
Варва́ра Алекса́ндровна Бахме́тева, урождённая Лопухина (1815 — 9
сентября 1851) — русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова.
Эмилия,
героиня драмы «Испанцы» -
предположительно В. А. Лопухина.
Работа Михаила Лермонтова
Миниатюра Э.Мартена,1833 год.
Какая картина изображает героиню стихотворения?
Слайд 18
Вопросы и задания к стихотворению "Молитва" ("Я, матерь
Божия, ныне с молитвою..."
1. Какой смысл выявляется в том,
что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к "матери Божьей", к Богородице?
2. Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе "девы невинной"?
3. На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
4. Как в стихотворении отражаются изменения души лирического "я"?
5. Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
6. Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?
Слайд 19
Ветка Палестины (1837)
Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты
росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины
Ты
украшением была?
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?
Молитву ль тихую читали,
Иль пели песни старины,
Когда листы твои сплетали
Солима бедные сыны?
Слайд 20
И пальма та жива ль поныне?
Все
так же ль манит в летний зной
Она прохожего
в пустыне
Широколиственной главой?
Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно
На пожелтевшие листы?..
Поведай: набожной рукою
Кто в этот край тебя занёс?
Грустил он часто над тобою?
Хранишь ты след горючих слёз?
Слайд 21
Иль, божьей рати лучший воин,
Он был
с безоблачным челом,
Как ты, всегда небес достоин
Перед
людьми и божеством?..
Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой,
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой!
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой...
Всё полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
http://www.playcast.ru/view/595155/e139b479847713b3d0b5045f8139eccc1b220c13pl
Слайд 22
* * *
(февраль 1837)
Когда волнуется желтеющая нива,
И
свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в
саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
Слайд 23
"Молитва" ("В минуту жизни трудную..." (1839)
В минуту жизни
трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Слайд 24
“Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой:
“Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он
ей обещал и написал эти стихи”. Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.
- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
- В каком случае человек обращается к молитве?
- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
- Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?
Слайд 25
"Благодарность" (1840)
За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Слайд 26
Вопросы и задания к стихотворению "Благодарность"
1. В первой
редакции стихотворения слово "тебя" писалось с заглавной буквы? Истолкуйте
идейно-эстетический смысл обоих написаний.
2. Какие переживания опустошили душу лирического "я"?
3. Каков общий пафос стихотворения? Какими способами он выражается? Какой смысл придают стихотворению иронические тона и многочисленные оксюмороны?
4. В чем "богоборческий" смысл финала стихотворения?
Слайд 27
Рождён ли для молитвы лирический герой М.Ю.Лермонтова?
В чём
заключается противоречие в отношении поэта к Богу?
Слайд 28
http://vkontakte.ru/audio?q=%D0%92%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B6%D1%83%20%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83