Слайд 2
"Я тружусь всю жизнь…"
«Моя задача – служить русскому
драматическому искусству…»
Слайд 3
Детство и юность
Родился 31 марта 1823 г. в
семье чиновника (юриста). Родина – район Замоскворечье( где большей
частью жило московское купечество).
Слайд 5
Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки.
Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский
языки.
Слайд 6
1840 - закончил Московскую гимназию. Поступление в Московский
университет на юридический факультет. Сильное увлечение театром
1843 – Отчислен
из университета. Принял решение заняться литературой.
Слайд 7
По требованию отца служит в Московском совестном суде
(1843 – 1845), где разбирались дела между родственниками.
1845 –
1851 – перевод в Московский коммерческий суд. Все это – уникальная возможность наблюдать и анализировать поступки людей из разных социальных слоев.
1849 – гражданский брак (против воли отца) с Агафьей Ивановной, девицей из мещан.
Слайд 8
Начало творчества
1850 (март) – в журнале «Москвитянин» напечатана
первая комедия «Свои люди – сочтемся» («Банкрут»). Автор сразу
стал знаменит.
Слайд 10
«Свои люди – сочтёмся!»
Пьеса 10 лет находилось под
арестом, потому что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено
в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".
Слайд 11
Театральная деятельность
В начале 50-х годов репертуар русских театров
был скуден. Театру был нужен драматург… Островский начинает работу
над пьесой «Не в свои сани не садись».
В январе 1853 г. состоялась премьера. Это начало театральной славы Островского.
В августе – «Бедная невеста».
Слайд 12
Сотрудничество с Малым театром
1853 – 1856 – пьесы
«Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «В
чужом пиру похмелье», «Доходное место»
Слайд 14
1856 – Сотрудничество с журналом «Современник». «Литературная экспедиция»
по Волге. Цель – изучить быт и нравы поволжских
поселений.
1857, лето – продолжение поездки по Волге.
1859 – премьера драмы «Гроза» (как результат «экспедиций»).
Слайд 16
Пьеса «Гроза» отражает период общественного подъема, когда рушились
устои крепостничества. Название драмы – это социальное потрясение.
Островский -
один из первых русских писателей, кто раскрыл трагическое положение женщины в семье.
Слайд 17
1861 – Комедия «За чем пойдешь, то и
найдешь» («Женитьба Бальзаминова»)
1863 – Избран членом-корреспондентом Академии наук
1866 –
Преподавал в новом московском «Артистическом кружке». Это послужило основой для создания русского национального театра - «Театра Островского»
Слайд 18
1867 – смерть жены, Агафьи Ивановны
1869 – обвенчался
с Марией Бахметьевой (Васильевой), актрисой Малого театра.
Слайд 20
1870 – 1886 – самый плодотворный период жизни
Комедии «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы».
Драмы «Бесприданница», «Таланты
и поклонники», «Без вины виноватые»
Слайд 21
Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка»
«Снегурочка» (1873) - взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в
котором тоже господствуют материальные отношения.
Слайд 22
2 июня 1886 – смерть писателя в своем
имении Щелоково (за письменным столом)
Слайд 23
Всего А.Н.Островский написал 47 пьес, 7 пьес –
в сотрудничестве с другими драматургами, перевел более 20-ти пьес
с итальянского, испанского, французского, английского и латинского языков.
С 1853 по 1872 г.г. его пьесы прошли 766 раз в столичных и провинциальных театрах, принеся Дирекции императорских театров доход больше 2-х миллионов рублей.
Слайд 24
Заслуга А.Н.Островского
А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца
и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.
Его по праву называют «Колумбом Замоскворечья»
До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.
Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.