Слайд 2
Родился 19 июля 1893 в селе Багдади Кутаисской
губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского
были потомственными дворянами. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной.
В июле того же года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из V класса из-за неуплаты за обучение.
Слайд 3
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами.
В 1908—1909 годах трижды арестовывался. По первому делу был
освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик.
В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть. Именно в тюрьме Маяковский сделал первые шаги в поэзии, написанное впоследствии оценивал очень критически. В воспоминаниях он пишет:
Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!— «Я сам» (1922—1928)
Слайд 4
В 1911 Маяковский становится учащимся Школы живописи, ваяния
и зодчества в Москве. Через учившегося там же Давида
Бурлюка, одного из лидеров группы футуристов «Гилея», Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк, которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и рекомендовал продолжить занятия поэзией. Давид Бурлюк так представлял молодого Маяковского своим знакомым:
"Владимир Маяковский - гениальный поэт!"
А потом говорил Маяковскому:
"Не подведите меня, пишите хорошие стихи".
Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая».
Слайд 5
С конца 1912 – начала 1923 Маяковский принимает
участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением
своих стихов, участвует в публичных выступлениях совместно с Бурлюком и другими членами группы «Гилея». Первые публикации Маяковского (стихотворения Ночь, Утро) появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи»: Пощечина общественному вкусу.
Маяковский также участвовал в написании одноименного манифеста, из которого взято часто цитировавшееся художественными противниками футуристов положение – «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с Парохода современности»
Слайд 6
Маяковский, вместе с Бурлюком, В.Каменским и другими членами
группы футуристов активно участвует в «футуристических турне» по России
– коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации, эпатажа (вызывающая манера поведения, необычные одежда, грим).
В появлявшихся впоследствии положительных отзывах Маяковский рассматривался вне контекста группы футуристов. В критике 1910-х часто говорилось о чуждости Маяковского литературному течению и группировке, к которым он сам себя относил, причем это объявлялось одним из его основных достоинств: «Маяковский им чужой совершенно, он среди них случайно…» - писал К. Чуковский. Горький называл Маяковского единственным среди всех футуристов - поэтом.
Слайд 8
В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я».
Он был написан от руки, снабжён иллюстрациями автора и
его товарищей по Школе живописи, размножен в количестве 300 экземпляров. В первых стихах образность Маяковского достаточно традиционна по сравнению с другими футуристами, но, уже начиная с цикла «Я!», постепенно в них появляется обращение к шокирующим темам и, наряду с ними: образность; динамизм и резкая смена интонаций; широкое использование мотивов, источником которых являлось изобразительное искусство, в первую очередь – модернистская живопись.
В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914—1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью. Вскоре своё отношение к службе в царской армии Маяковский выразил в стихотворении «Вам!»
Слайд 9
Поэма «Облако в штанах» ((1914–1915), первоначальное название –
Тринадцатый апостол) – крупнейшее произведение Маяковского 1910-х. Автор так
определял содержание поэмы: «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию…» Хотя различные мотивы и не распределяются настолько жестко по частям поэмы, герой ее, действительно, чувствует отторжение от всех и всего, – начиная с любимой женщины, отвергающей его ради житейской устроенности, и заканчивая высшими силами, против которых он пытается взбунтоваться, получая в ответ полное молчание. Для поэмы характерна неожиданная, но достаточно просто организованная образность. Показателен в этом отношении отзыв Б. Пастернака: «…Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничанья ее серьезность, тяжелая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая, и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь…»
Слайд 10
В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический
футуризм), в 1922 году — издательство МАФ (Московская ассоциация
футуристов), в котором вышло несколько его книг. В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). Активно печатались Асеев, Пастернак, Осип Брик, Н. Чужак, Третьяков, Шкловский и др. В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924). При чтении автором поэмы о Ленине в Большом театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал Сталин.
Слайд 12
В 1922—1924 годах Маяковский
совершил несколько поездок за
границу — Латвия, Франция,
Германия; писал очерки и стихи
о
европейских впечатлениях. В 1925
году состоялось самое длительное
его путешествие: поездка по
Америке. Маяковский посетил
Гавану, Мехико и в течение
трёх месяцев выступал в различных
городах США с чтением стихов и
докладов. Позже были написаны
стихи и очерк «Моё открытие
Америки». В 1925—1928 годах он
много ездил по Советскому Союзу,
выступал в самых разных
аудиториях. В эти годы поэт
опубликовал такие произведения,
как «По городам Союза» (1927);
«Рассказ литейщика Ивана
Козырева…» (1928)
Слайд 13
В послереволюционный период Маяковский пишет много публицистической прозы,
стилизованной под разговорную речь, типичной для 1920-х. Маяковский активно
выступал в различных городах СССР с чтением собственных стихов. Обязательным элементом таких вечеров были ответы-импровизации на записки из зала, сопровождавшиеся шутками, рассчитанными зачастую на самый невзыскательный вкус. Современник вспоминал: «Читал он воистину замечательно. И голос чудный, богатый интонациями, сильный, звучный и гибкий, и разнообразие оттенков, великолепное умение без всяких ухищрений передать деталь – цветовую или звуковую…».
Слайд 14
В конце 1920-х Маяковский обращается к драматургии. Его
пьесы «Клоп» и «Баня» были восприняты критиками крайне недоброжелательно
В газетах появились резкие статьи против Маяковского, даже под заголовком «Долой маяковщину!». В марте 1930 Маяковский организовал выставку «20 лет работы», на которой были представлены все области его деятельности. Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги. Одно из множества обстоятельств: неуспех выставки «20 лет работы»; провал спектакля по пьесе Баня; опасность потери голоса, которая сделала бы невозможными публичные выступления; неудачи в личной жизни, или их стечение, стало причиной того, что 14 апреля 1930 Маяковский покончил с собой.
Слайд 15
Одним из последних произведений Маяковского является стихотворение «Неоконченное»,
которое поэт посвятил своей музе Лиле Брик:
Любит? не любит?
Я руки ломаю
и пальцы
разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают
по маю
венчики встречных ромашек
пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает
уймою
10 надеюсь верую вовеки не придет
ко мне позорное благоразумие.
Слайд 16
15 апреля 1930 г. в газетах вместе с
сообщением о самоубийстве появилось и предсмертное письмо Маяковского. Поэт
два дня носил его в кармане, прежде чем решиться на задуманное.
«Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,
не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ
(другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик,
мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят-
"инцидент исперчен",
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.»
Слайд 17
Чтобы обрести вечную жизнь в своей поэзии, художник
должен быть прежде всего искренним и честным с самим
собой и с людьми. А Маяковский писал только о том, во что верил, к чему стремился. Именно поэтому в наше время люди продолжают зачитываться его изумительными поэмами и стихами о любви, открывая для себя новые грани этого всепоглощающего чувства.
В стихотворении «Во весь голос», написанном в 1930 году Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошёл водопровод,
сработанный
ещё рабами Рима.