Слайд 2
Цикл «Снежная маска» был создан А.Блоком в 1907
году.
Цикл посвящен актрисе драматического театра им. Комиссаржевской – Нине
Волоховой,
в которую поэт был влюблен.
Слайд 3
Символизм – первое и наиболее яркое литературное течение
в русской поэзии начала ХХ века
Поэтов - символистов интересовала
прежде всего личность человека, мир его чувств и ощущений.
Символ – предметный или словесный знак, выражающий сущность какого-либо явления.
Слайд 4
Цель работы: исследовать тексты двух стихотворений из цикла
«Снежная маска», выяснить значение и роль образа-символа снежной маски.
«Смятение»
Мы
ли – пляшущие тени?
Или мы бросаем тень?
Снов, обманов и видений
Догоревший полон день.
Не пойму я, что нас манит,
Не поймешь ты, что со мной,
Чей под маской взор туманит
Сумрак вьюги снеговой?
Слайд 5
Смысл названия стихотворения открывается читателю не сразу…
Лирический герой
в смятении, оттого что не может понять: или он
и его возлюбленная превратились в тени, или они только бросают тень, танцуя в каком-то призрачном пространстве , которое названо «днем снов, обманов и видений»…
Слайд 6
Тема маски пришла в лирику Блока из стихотворений
другого символиста – Брюсова.
Артистическое маскарадное начало было модным в
поведении театральной и литературной молодежи начала ХХ века. Столичная молодежь часто устраивала костюмированные вечеринки, обязательным атрибутом которых была маска.
Маска скрывает правду, порождает страх и смятение…
Слайд 7
«Маска, скажи – кто ты?...»
Маска – символ
магической силы.
Древние люди считали, что маска превращает человека в
того персонажа, которого она изображает.
Слайд 8
Маска, дай мне чутко слушать
Сердце темное твое,
Возврати
мне, маска, душу,
Горе светлое мое!
М а с к а
в стихотворении «Смятение»выполняет роль защиты: каждый из героев защищает свою душу от ошибки, от боли. В маске всегда есть антитеза темное / светлое
Слайд 9
Нет исхода из вьюг, и погибнуть мне весело…
Следующее
стихотворение называется «Исхода нет». Оно написано в тот же
день, что
и «Смятение»,
13 января 1907 г.
Слайд 10
Завела в очарованный круг,
Серебром своих вьюг занавесила…
В стихотворении
«Исхода нет» возникает образ круга, малого замкнутого пространства…
Слайд 11
Образ круга двойственен: это и мир утраченного идеала,
и , с другой стороны, гибельное замкнутое пространство.
Двойственность мира-круга
подчеркнута оксюмороном «погибнуть мне весело».
Главное событие лирического стихотворения – выход героя из мира-круга.
Слайд 12
Маска во внешнем мире, в мире вьюг, превра-
щается
в Незнакомку, и символ приобретает
иной смысл – теперь
это символ судьбы, рока.
И на снежных постелях
Спят цари и герои…
И приветно глядят на меня:
«Восстань из мертвых!»
Обновление, оживление души может произойти только за пределами круга.
Слайд 13
Воскреснет ли герой среди снежных вьюг, в мире,
где царствует Маска-судьба?
Душа, Дух и Тело – тройственный
союз.
Смерть Тела, Духа, но не Души…
Вода – первооснова жизни. Снег – замерзшая вода, застывшая жизнь…
Надо пройти через очарование и смятение, через метели и снег, через смерть, чтобы обрести НОВУЮ ЖИЗНЬ.