Слайд 2
Творческое наследие А.С. Пушкина весьма значительно. Его талант
не знал границ. Автору были подвластны любые жанры и
формы, стили и направления в литературе и словесном искусстве. Пушкин пробовал себя во всем. И во всем достигал успеха. Его произведения пользовались бешеной популярностью у современников, стихи и поэмы читали взахлеб на собраниях литературных обществ и на светских мероприятиях. Не было человека, что бы не слышал стихов Пушкина или ничего не знал о судьбе самого поэта.
Слайд 3
Все творчество Пушкина состоит из произведений различных тематик.
Большую его часть составляют, конечно же, стихи. Стихотворения Пушкин
не переставал писать даже в своих ссылках. Именно в поэзии отражается его настроение и мысли, творческие порывы и поиски новых образов и мотивов. Лирика поэта настолько разнообразна и богата, что в ней можно найти классические образцы произведений.
Настроение в поэзии Пушкина непосредственно связано с его жизнью и переживаниями в определенный момент. Вольнодумная петербургская пора со смелыми и либеральными стихами сменяется годами ссылки, а соответственно и поэзия этой поры меняет свою направленность. В это время в Пушкине сталкиваются идеалы, он испытывает разочарования, стремится найти успокоения в путешествиях и красотах горного края, но депрессивность проходит только в Михайловском.
Слайд 4
Первый период творчества Пушкина (1813-1817) связан с пребыванием Пушкина
в Лицее. Написано около двухсот лирических стихотворений различных жанров. Первое
печатное, еще без имени автора, стихотворение «К другу стихотворцу» (1814). Имя поэта впервые появится под «Воспоминаниями в Царском Селе». Ориентация на поэтическую традицию Жуковского и Батюшкова — особенность ранней лирики Пушкина.
Слайд 5
Второй период творчества — петербургский — 1817 — весна 1820 г. Новаторство
Пушкина, поиски новых художественных решений особенно проявляются в политической лирике.
Идеал свободы создается разными поэтическими средствами в оде («Вольность» — 1817), в сатирическом ноэле (рождественская песенка «Сказки» — 1818), в преобразованной элегии (К Чаадаеву — 1818, Деревня — 1819), в мадригале (Н. Я. Плюсковой). Лирический герой — не элегический мечтатель, а полный сил и мужества человек, верный идеалам товарищества. В отличие от современников — романтиков для Пушкина любовь не противоречит свободе, а является ее синонимом. Политическая и любовная лирика сливаются в общем порыве свободолюбия: «Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой».
Слайд 6
Третий период творчества Пушкина (1820-1824) связан с пребыванием
поэта в южной ссылке. Творчество этих лет шло под
знаком романтизма. Созданы поэмы «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начаты «Цыганы». Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтический герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его. И несет в себе понятие этической нормы. Авторская ирония по отношению к разочарованному герою, элегия «Демон» и стихотворение «Свободы сеятель пустынный», начало работы над романом «Евгений Онегин».
Слайд 7
Четвертый период творчества (1824-1826) связан с пребыванием Пушкина
в Михайловском, когда произошла смена эстетических ориентиров. Осознав исчерпанность
художественной системы романтизма («Прощай, свободная стихия»), поэт ищет иные принципы изображения человека и действительности. И хотя в лирике еще много романтического («Желание славы», «Андрей Шенье», «Пророк»), появляются произведения реалистического масштаба (трагедия «Борис Годунов»), психологические признания (стихотворение «К***»), ироничная поэма «Граф Нулин», 4, 5, 6 главы «Евгения Онегина».
Слайд 8
Пятый период творчества Пушкина (сентябрь 1826-сентябрь 1830) хронологически
определен возвращением поэта из ссылки и жизнью его до
женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Это года переездов и странствий, трагедии декабристского движения и стремления обрести семейный очаг, влюбленности в Гончарову и своеобразного подведения итогов в законченном романе «Евгений Онегин». Признание «лета к суровой прозе клонят» реализуется в работе над «Повестями Белкина», открывающими прозаический период творчества. Созданы «Маленькие трагедии», в которых отразился европейский мир и сознание европейского человека, т.е. наметился философский, расширительный подход к изображению мира.