Слайд 2
Цель
Познакомить учащихся с Жостовской росписью, разнообразием ее
форм, особенностью росписи.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к
Родине, ее истории и культуре.
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Слайд 3
Межпредметные связи
МХК,
литература,
история
Слайд 4
Этапы проекта
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Слайд 5
Исследовательский этап
Погружение в проблему:
Что мы узнали об истории
возникновения промысла?
В чем заключается процесс изготовления жостовской росписи?
Где
мы можем использовать данную технику
Слайд 6
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу
XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень
бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Существует промысел с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Слайд 7
Обаяние искусства Жостова - в искренности и непосредственности
содержания, выразительности художественных приемов. Для жостовских мастеров характерно умение
находить удачное цветовое решение и точные средства декоративного языка для отображения природы, успешно сочетать отдельные детали живописи друг с другом и роспись подноса с его формой.
В качестве сюжетов мастера используют натюрморты, пейзажи, образы сказочных персонажей, русской тройки. Однако визитной карточкой жостовской росписи остается букет. Реально существующие и рожденные фантазией художника цветы собираются в букеты или располагаются венками и гирляндами на черном лаковом, цветном металлизированном или перламутровом фоне. Роспись создается как блестящая импровизация на цветочные мотивы, поэтому повтор или стандартизация исключаются.
Слайд 8
Пестрое многоцветье
Классический мотив жостовской росписи - яркий цветочный
букет на черном фоне. Композиция на подносе всегда строится
так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье. Самый любимый жостовский цветок - роза. У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные. Цветок яблони - тоже жостовский, любимый. Роза и другие крупные цветы - маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник - находятся всегда в центре зеркала (лицевой стороны) подноса. Цветочки помельче - колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово- ягодная нотка: художник может нарисовать яблоки, груши либо грозди винограда, сливу, землянику, шиповник. Причем сочность фруктов и вкусовая привлекательность ягод передается художником необыкновенно реалистично.
Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки.
Слайд 9
Основные приемы росписи
Классическая жостовская роспись выполняется в несколько
приемов. Кратко опишем их.
Начинается она с «замалев ки» разбеленными
красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен.
Следующим приемом на просохшей замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием - «тенежка» - погружает букет вглубь, выявляет теневые места растений.
Затем следует «прокладка» - плотное корпусное письмо яркими красками, наиболее ответственный этап живописи. Формы букетов обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции.
После этого выполняется «тыковка", то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объемы - этап завершает лепку форм, их условную материальность.
Технология промысла
Слайд 10
Завершает письмо «привязка» - тонкие травка и усики,
объединяющие все изображение в букете и мягким переходом связывающие
его с фоном.
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертаний в одних случаях спокойно лепят форму, в других - ложатся на ней своеобразным узором и т. д.).
В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.
Технология промысла
Слайд 11
Традиционную роспись – выполняют от руки.
Орнаменты наносят быстрыми,
сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество
вариантов одного и того же декоративного мотива.
Слайд 12
Основные элементы росписи
Процесс росписи распадается на 2 этапа:
замалевка
и выправка.
Замалевка
Цель замалевки - наметить силуэт букета.
Работу
следует вести плотными красками с добавлением небольшого количества белил.
Поднос располагают на коленях и, при необходимости поворачивая его, расписывают. При этом необходимо сразу же обращать внимание на художественную сторону, так как в дальнейшем исправить работу не удастся.
Слайд 13
Основные элементы росписи
После росписи замалевок поднос сушат.
Сушка
может производиться в естественных условиях, и в этом случае
ей отводят 3-4 суток.
Использование сушильных шкафов позволяет сократить этот процесс до нескольки часов.
После просушки изделие покрывают светлым лаком, а затем прочищается для второго этапа росписи.
Выправка
Выправка - это проработка росписи, при которой получается окончательный рисунок.
Она выполняется при помощи нескольких приемов:
Тенежка.
Сущность тенежки состоит в том, что мастер сильными, сочными мазками наносит лессировочные краски которые настолько жидки, что сквозь их слой просвечивает фоновая краска.
В результате выполнения этой операции усиливаетсяинтенсивность и яркость цвета и подчеркивается противостояние цвета и тени.
При росписи подносов с цветным фоном тенежка проводится более осторожно.
Слайд 14
Основные элементы росписи
Бликовка.
В процессе бликовки художник дополняет белилами
цветы, бутоны и листья.
Бликовка замалевки по цветному фону
также производится в меньшей степени, так как цветной фон скрадывает контрасты и делает роспись более однородной с точки зрения цветов.
Чертежка.
Это подчеркивание при помощи тонких линий контуров цветов и листьев, а так же прожилок на них.
Параллельно проводится посадка семенцов, то есть прорисовывание тычинок и пестиков в цветках.
Прокладка - операции, которые направлены на подчеркивание объема. Она осуществляется при помощи ярких красок.
Слайд 15
Каждый Художник
в своем творчестве индивидуален
Слайд 16
Технологический этап
Дети учатся быть мастерами: владеть
формой и цветом, приемами работы кистью, техникой двойного
мазка
Слайд 17
Следующий этап нужен для придания цвету объема. Поэтому,
пользуясь техникой двойного мазка, необходимо взять краску на тон
темнее фона. То есть, например, для синего цветка в синюю краску необходимо добавить черную и получить темно-синий. Оттените этим цветом каждый лепесток и сердцевину цветка.
Следующим этапом мы начинаем разживку цветов. Будем пользоваться мазковой техникой. Каждый листок цветка обозначается отдельным мазком. Этот мазок делается так - краска цветка плюс белый цвет, например в синий добавляется белый и получается голубой. Следующий слой мазков светлее, то есть в голубой добавляем белую краску и получаем нежно-голубой. И последние мазки, белой краской без примесей делают чтобы придать цветам объем, сделать их более живыми и выпуклыми.
Слайд 19
Последней доработкой в цветке будет разживление его белой
краской. Каждый лепесток нужно выделить отдельно. Середина цветка должна
быть красиво оформлена и не портить его внешний вид, поэтому большое внимание уделите сердцевине и прорисуйте все мелкие детали тщательно.
Что касается листьев - их также нужно оттенить темно-зеленым цветом и нанести мазки разбавляя зеленую желтым цветом и изящно разживить их белым.
Белая травка украсит композицию и заполнит пустоты в ней. Расстояние между цветами украсим сеточкой.
Для конечного результата дополним точечными цветами.
Слайд 22
Рефлексия и критерии успеха
работы над проектом:
Достигнут конечный результат
.
Участники проекта способны продолжить работу в будущем.
Результат проекта может
быть использован другими учащимися.
Результаты проектной деятельности учащихся афишированы на выставке детских работ и на школьном сайте.