Слайд 2
18.1. Творцы оперного спектакля
Слайд 3
18.1. Творцы оперного спектакля
Трудно назвать другой жанр музыкального
театра, в котором все виды искусства соединялись бы так
органично и выразительно, как в опере.
Создание оперного спектакля – это не только талант и вдохновение сотен людей, а поистине титанический труд, требующий от всех его участников абсолютной отдачи, напряжения творческих и физических сил.
Слайд 4
18.1. Творцы оперного спектакля
Главный творец оперы – композитор,
сочиняющий музыку по законам театральной драматургии.
Можно сказать, что все
поиски формы сценического воплощения оперы на сцене начинаются именно с музыки, сочинённой композитором.
Слайд 5
18.1. Творцы оперного спектакля
Как известно, тайна сценического воздействия
музыки на слушателя доступна далеко не каждому композитору. Ею
владеют только подлинные музыкальные драматурги: В. А. Моцарт, М. И. Глинка, Дж. Верди, М. П. Мусоргский, Ж. Бизе, П. И. Чайковский, Р. Вагнер, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев.
Слайд 6
18.1. Творцы оперного спектакля
Работа над оперой начинается с
написания либретто.
Либретто должно носить действенный характер, отвечать сценическим
законам, позволять композитору выстраивать спектакль.
Основным источником для либретто является мировая литература.
Слайд 7
18.1. Творцы оперного спектакля
Либретто – это лишь отправная
точка в процессе создания оперы, первый импульс к образному
воплощению композитором идеи драматического произведения.
Важнейшей задачей либреттиста является соотнесение логически сценического действия с закономерностями музыкальной композиции.
Слайд 8
18.1. Творцы оперного спектакля
Очень часто в оперном
спектакле можно увидеть хореографические номера, балет.
Средства выразительности
у них диаметрально противоположны.
Слайд 9
18.1. Творцы оперного спектакля
Многое в успехе
постановки оперного спектакля зависит от художника. Главная задача декораций
и костюмов заключается в том, чтобы разбудить воображение зрителей.
Художник должен создавать декорации, которые способствуют развитию сценического действия и не противоречат музыкальной логике оперного спектакля.
Опера Бородина «Князь Игорь». Самарский театр оперы и балета
Слайд 11
18.1. Творцы оперного спектакля
В современном театре декорации
готовят с помощью разнообразных художественных средств: живописи, графики, скульптуры.
Значительно обогатилась сценическая техника: широко используются синтетические материалы, люминесцентные краски, фото- и кинопроекция, коллажи, системы зеркал, сложнейшие световые партитуры.
Декорации к опере «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова
Слайд 12
18.1. Творцы оперного спектакля
Руководит постановкой оперы
дирижёр, в задачи которого входит музыкальная интерпретация спектакля.
Оперный дирижёр участвует в назначении артистов на роли, работает с ними над созданием локального образа, предлагая его различные трактовки.
По взмаху дирижёрской палочки не только рождаются звуки, но и происходит процесс сотворчества актёров и публики.
Слайд 13
18.2. Роль режиссера и актера в опере
Слайд 14
18.2. Роль режиссёра и актёра в опере
Осуществление сценического решения спектакля целиком и полностью находится в
компетенции режиссёра.
Главная его задача – художественная организация оперного театра, проникновение в природу оперного синтеза музыки и действия.
Слайд 15
18.2. Роль режиссёра и актёра в опере
По мнению Б. А. Покровского, человек этой профессии должен:
овладеть анализом оперной партитуры;
знать стилевые и индивидуальные свойства творчества композитора;
обладать умением создать концепцию;
изучить специфику искусства оперного актёра;
продумать постановочную организацию спектакля;
уметь работать с коллективом и учитывать потребности зрителей.
Борис Александрович Покровский
Слайд 16
18.2. Роль режиссёра и актёра в опере
Важнейшей целью работы режиссёра с певцами является пробуждение их
актёрских способностей и творческого воображения.
Он предлагает возможные пути драматического решения образа, помогает определить его место среди других персонажей в общей системе характеров.
Слайд 17
18.2. Роль режиссёра и актёра в опере
Роль актёра (певца) в опере во многом схожа с
работой актёра в драматическом театре.
Разница: актёр драмы создаёт свою логику чувств, а оперному актёру эта логика задана партитурой.
Слайд 18
18.2. Роль режиссёра и актёра в опере
Большую роль в актёрском исполнении играет пластика. Она
необходима актёру для того, чтобы в любом жесте, любой мизансцене ощущать связь со звучащей музыкой.
Слайд 19
18.2. Роль режиссёра и актёра в опере
Не меньшее значение имеет для оперного артиста дикция.
Плохо разбирая слова поющего актера, зритель сумеет в общих чертах понять, какие чувства испытывает его персонаж, а вот что именно с ним происходит, останется для него тайной.
Певец обязательно должен донести смысл текста до зрителя.
Слайд 20
18.2. Роль режиссёра и актёра в опере
Также важным элементом оперы является публика, которая всякий
раз приходит в оперный театр и с замиранием сердца ждет встречи с великим и поистине великим чудом.
Слайд 22
Знаменитые оперные театры
Оперный театр Ла Скала,
основанный в Милане в 1778 году.
Архитектор Джузеппе
Пьермарини.
Театр построен на месте церкви Санта-Лучия делла Скала.
Слайд 23
Знаменитые оперные театры
Сиднейский оперный театр.
Строился в период с
1959 по 1973 год.
Архитектор – датчанин Йорн Утзон.
Слайд 24
Знаменитые оперные театры
1861 год – начато строительство
специального здания для Венской государственной оперы.
Архитекторы
– Август Зикард фон Зикардсбург и Эдуард ван дер Нюлль.
Здание было завершено к 1869 году.
Слайд 25
Знаменитые оперные театры
Парижская национальная опера то
же, что Гранд-опера, в современной Франции известна как Опера́
Гарнье́. Дворец Гарнье – 13 по счёту парижская опера после официального признания этого вида искусства.
Строилась с 1860 по 1875 год.
Архитектор – Шарль Гарнье.
Слайд 27
Знаменитые оперные певцы
Фёдор Иванович Шаляпин
Ирина Константиновна Архипова
Гали́на Па́вловна
Вишне́вская
Серге́й Я́ковлевич Ле́мешев
Дми́трий Алекса́ндрович Хворосто́вский
Усма́н Гафия́тович Альме́ев
Слайд 29
Известные оперы
«Моцарт и Сальери» –
одноактная опера Николая Римского-Корсакова. Либретто с незначительными сокращениями следует
тексту произведения А. С Пушкина «Моцарт и Сальери».
Сюжет оперы, как и драмы Пушкина, построен на легенде об отравлении Вольфганга Амадея Моцарта «завистником» Антонио Сальери.
Слайд 30
Известные оперы
«Сказка о царе Салтане»
– опера в 4 действиях с прологом, написана Николаем
Римским-Корсаковым.
Мысль о написании оперы на сюжет сказки Пушкина пришла к композитору вскоре после окончания «Царской невесты», и разработка сценария началась зимой 1898 –1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина. Активным сотрудником композитора стал его либреттист В. И. Бельский. Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки, к осени опера была написана, а в январе 1900 года завершена работа над партитурой. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября 1900 г. на сцене Товарищества Солодовниковского театра (московской частной оперы). Дирижёр – Михаил Ипполитов-Иванов. Художник-постановщик – Михаил Врубель.
Слайд 32
Известные оперы
«Золотой петушок» – опера
Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1908 году. Начало работы
над оперой относится к осени 1906 года.
Сочинение оперы происходило в стремительном темпе. В сентябре 1907 года партитура была завершена и отдана в печать. Первоначально пропустив текст либретто без изменений, на другой день цензура взяла его обратно и потребовала множественных изменений.
В итоге Римский-Корсаков был вынужден согласиться с некоторыми цензурными изменениями, но потребовал, чтобы на спектакле продавались отдельно книжечки с полным текстом либретто в оригинальной версии. Однако при жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось, она была поставлена лишь после его смерти.
Слайд 33
Известные оперы
«Золотой петушок» – опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в
1908 году по одноимённой сказке А.С.Пушкина. Декорации И. Билибина.
Слайд 34
Известные оперы
Опера «Золотой петушок» в Мариинском театре в
Санкт-Петербурге
Слайд 36
Тест
Кто главный творец оперы?
Кто руководит постановкой оперы?
Запишите
имена не менее трех известных вам оперных композиторов.
С чего
начинается работа над оперой?
Главная задача декораций и костюмов…
Напишите не менее трех известных вам оперных театров.
Спасибо за внимание!
Слайд 38
Источники
Данилова Г.И. Искусство: Содружество искусств. 9 класс:
учебник. – М.: Дрофа, 2014, глава 18.
http://love-mother.ru/stati/zdorove-otdyh/samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira/#3
Самые известные оперные певцы мира;
http://learnrussianculture.blogspot.ru/2012/09/famus-russian-opera-singers.html Знаменитые оперные певцы России;
https://ru.wikipedia.org/wiki/Альмеев, Усман Гафиятович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишневская, Галина Павловна
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лемешев, Сергей Яковлевич