Слайд 2
Иконопись – культ живописи. В средние века в
условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко
воплощались общественные и эстетические черты народов, что делает иконы значительными произведениями искусства.
(Энциклопедический словарь)
Слайд 3
Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами,
смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А
знаете ли вы, что называется ИКОНОЙ?
Слайд 4
Икона – это картина, изображающая святых
и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого
обозначает “образ”, “изображение”.
На Руси иконы так и называли - “образа”.
Слайд 6
Андрей Рублев (? – около 1430)
Иконописец.
Первое дошедшее до нас
летописное свидетельство об Андрее Рублеве содержится в Троицкой летописи,
согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел".
К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.
Слайд 7
В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком
Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где расписывал Спасский собор. Похоронен
на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Искусство Андрея Рублева было тесно связано с формированием идейных и нравственных идеалов его эпохи. Стремление к укреплению русской государственности и национального самосознания были особенно актуальны после Куликовской битвы (1380). Призывы к миру, единству и всеобщему согласию, содержащиеся в учении преподобного Сергия Радонежского и его последователей, воплотились в иконописи Андрея Рублева. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная гармония и одухотворенность образов.
Слайд 8
Спас. Андрей Рублев. 1420-е гг.
Слайд 9
Троица Ветхозаветная. Андрей Рублев. 1422-1427.
Слайд 10
Буддийская танка
Будда считается создателем буддийской живописи. Согласно легенде,
Будда повелел изобразить страдания, которые люди создают своими деяниями
и терпят их в загробном мире. Наиболее характерным произведением буддийской живописи является танка, отличающаяся утонченностью, изысканностью линий, чистотой цвета. Пишутся танка не на дереве, а на ткани, и могут сворачиваться свитком.
«Танка» (от тибетского «тан-ка» -означает «свиток»)
Слайд 12
Цзонхава
Цзонхава Лобсан Дракпа — выдающийся деятель буддизма.
Его популярность в Тибете
и за его пределами была огромной.
Биографии Цзонхавы, написанные его учениками, легли
в основу серии живописных икон, на которых были запечатлены главные эпизоды жизни этого знаменитого человека.
Заслуги Цзонхавы перед буддийской церковью были так высоко оценены , что после его смерти он стал считаться воплощением Бодхисаттвы Манджушри, и нынешнее его место пребывания на небе Тушита — рядом с Буддой будущего Майтрейей.
Слайд 13
Белый старец
Белый старец (Сагаан убген – Cagaan ebugen)
является одним из самых распространенных фольклорных образов монголоязычных народов.
В мифологии монгольских народов Белый старец входит в число хозяев (эдженов) земли, их глава. Стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в какую-то сторону, и там начнется массовый падеж скота, поэтому его и называют «Мялзан цагаан овгон», то есть «Белый старец, повелевающий жизнью и смертью».
Слайд 15
Задание №1
Определите название иконы и ее автора
Слайд 16
Задание №2
Какие божества изображены на буддийских танках?
Какова основная
идея иконы
«Троица»
Андрея Рублева?
Назовите
общие и
отличительные
черты
иконописи
и танкописи.