Слайд 2
Наука и искусство – это две области деятельности,
которые сопровождают развитие человечества на всём протяжении его существования.
Для
того чтобы наука приносила людям пользу, она должна быть тесно связана с искусством.
Учёный и художник воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра.
Наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе – отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.
Слайд 3
Ещё в Древней Греции учёные задумались о роли
искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из
девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определённой области творчества.
Слайд 4
МУЗЫ - в греческой мифологии дочери Зевса и
Мнемозины, богини, покровительницы наук, поэзии и искусств.
Слайд 5
Клио прошлых времён дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль
исторгает печали,
Радует Талия шуткой, весёлым словцом и беседой,
Сладкою
песню поёт с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечёт, бурей чувства владея,
С плектором в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,
Звёзды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами всё выражая, Полигимния славит героев.
Авсоний
Слайд 6
Евтерпа — лирической поэзии Эрато — любовной поэзии
Полигимния
— гимнов
Клио — истории
Талия — комедии Мельпомена — трагедии
Урания — астрономии Терпсихора — танцев
Каллиопа — эпической поэзии
Слайд 8
Каллиопа (лежит), Талия (с маской), Клио и Евтерпа.
Поэт Стаций.
Слайд 11
Вуэ. Аполлон и музы
Вуэ. Аполлон и музы
Слайд 12
Науки, искусства и ремёсла того времени не были
отделены друг от друга.
В Древнем мире, и в
Средние века искусство было неотделимо то религии. Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности».
Слайд 13
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое
к современному.
Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем
самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.
Слайд 14
Знание научное и знание художественное
Многогранная личность Леонардо да
Винчи (1452-1519) – основоположника художественной культуры высокого Возрождения –
вот уже пять столетий восхищает человечество. Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был ещё и писателем, учёным и инженером, изобретателем и анатомом.
Слайд 15
Гениальные догадки как учёного, инженера, конструктора намного опередили
современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воздушной перспективы,
высказал научные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество.
Слайд 16
Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию. Божественную пропорцию
человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны
в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX веке на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций.
Витрувианский человек
Слайд 17
Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Какова её мораль?
Случилось
так, что комочек снега очутился на верхушке скалы… и
стал он размышлять:
- вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чём хорошим назиданием… служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые… были солнцем растоплены… Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости.
И вот ринулся он вниз и стал спускаться. Катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина… и был он последним, которого в то лето растопило солнце.
Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.
Слайд 18
Портреты кисти Леонардо – это образы свободных духом,
добродетельных и талантливых людей. К ним относится и «Джоконда».
Он произвёл ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто хот ел постичь, насколько искусство способно подражать природе…» в портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке. Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия.
Джоконда
Слайд 19
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождал
свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не
сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде».
Рисунок компаса
Слайд 20
Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон
Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность.
В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях.
В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Главной темой в искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно.
Натюрморт с атрибутами науки и искусства
Слайд 21
Все искусства рассказывают нам о человеке своего времени.
И народная песня, существовавшая в устной традиции, и древние
культовые песнопения, которые сегодня можно услышать благодаря современной расшифровке. Также дают представления о человеке.