Слайд 2
В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и
благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи.
Слайд 3
Скульптура и вазопись Архаики
Наиболее ранние из дошедших до
нашего времени произведений — это куросы и коры, созданные
в эпоху архаики. Мужские фигуры куросов (юношей), достигавшие значительных размеров (до 3 м), устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти изваяния обнаженных фигур, наглядно воплощавшие идеал мужской красоты, молодости и здоровья, получили название «архаических Аполлонов».
Слайд 4
Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их
позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной
вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз, полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков.
Слайд 5
Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканности и утонченности.
Их позы также однообразны и статичны. Они одеты в
изящные хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. И еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.
Слайд 6
Греческое изобразительное искусство представлено главным образом вазописью.
Слайд 7
Древнейшие из сохранившихся до наших дней произведений —
вазы из Дипилона (по названию некрополя в Афинах) —
относятся к VIII в. до н. э.
Поверхность ваз покрывалась орнаментом в виде кругов, треугольников, квадратов или ромбов. Вот почему этот вид орнамента получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения.
Слайд 8
Амфора из Дипилона является одним из наиболее выразительных
произведений вазописи. Поверхность вазы разделена на горизонтальные ленты, каждая
из которых заполнена геометрическим узором. В самой широкой части - сцена оплакивания умершего в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками. Их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися линиями. Все призвано выразить экспрессию чувств, подчеркнуть мысль о бренности человеческого бытия.
Слайд 9
К VI в. до н. э. повсеместно утверждается
чернофигурный стиль вазописи. Изображения стали наносить густым черным лаком
на глиняную поверхность. Естественный цвет глины после обжига приобретал ровный оранжево-красный тон. На таком фоне особенно четко выделялись силуэты людей и животных. Вазы становятся меньше, строже и изящнее по форме, на смену ритуальным геометрическим символам приходят мифологические сюжеты.
Слайд 10
Эксеккий. Ахил и Аякс, играющий в кости. (540г
до нашей эры)
Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксекий (VI
в. до н. э.). Темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности подвиги Геракла, битвы греков с легендарными амазонками, сцены гомеровской «Илиады».
Слайд 11
Изобразительное искусство классического периода
Классический период — время наивысшего расцвета
древнегреческого общества и культуры, который пришелся на V—IV века
до н. э.
Слайд 12
В период ранней классики особого расцвета достигла вазопись
краснофигурного стиля. Свободные от изображений части вазы покрывались черным
лаком, а фигуры обводили контуром и оставляли не закрашенными. Внутри красного силуэта тонкой кисточкой или птичьим пером прорисовывали линии, передающие черты лица, прическу, складки одежды. На смену мифологическим сюжетам пришли реалистичные жанровые и бытовые сцены.
Слайд 13
Мастер на вазе запечатлел диалог зрелого мужчины, юноши
и мальчика. Художник вводит нас в круг обыденной, повседневной
жизни людей. Взоры персонажей обращены вверх, к летящей ласточке — вестнице весны.
Мастер Евфроний.
«Прилет первой ласточки»
Слайд 14
Евфроний - древнегреческий аттический вазописец и гончар конца
6 — начала 5 вв. до н. э., крупнейший
представитель «строгого стиля»
Евфроний. Прилёт первой ласточки.
Евфроний. "Смерть Сарпедона".
Слайд 15
В период классики широкое распространение получила и скульптура,
достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального
состояния человека. Это переход от статичности к движению.
Слайд 16
Мирон. «Дискобол».
V в. до н.э.
Скульптором, воплотившим
идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V
в. до н. э.). Он жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина, что считалось тогда большой честью.
Мирон. «Афина и Марсий».
Слайд 17
В прославленном шедевре «Дискобол» в образе юноши-атлета переданы
черты гармонически развитого человека, в котором красота и пропорциональность
тренированного тела сочетаются с внутренним достоинством и благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. В динамичной позе атлета сконцентрирована не только физическая, но и высочайшая эмоциональная сила. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным памятником искусства.
Слайд 18
Дорифор
Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали
произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.).
Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».
Дискофор
Диадумен
Слайд 19
Произведение Поликлета «Дорифор» — образец совершенного Человека, в
котором сочетаются физическая красота и одухотворенный облик. С удивительным
мастерством художнику удалось передать пластику здорового мускулистого тела юного копьеносца. В этой скульптуре использован хиазм — основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развернуты, но левое плечо приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нарушается.
Слайд 20
Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры,
согласно своим представлениям об идеальной красоте.
Результаты его математических
вычислений были следующими: голова человека должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10, ступня — 1/6.
Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон», из которого, к сожалению, до наших дней сохранилось только два фрагмента.
Слайд 22
Пракситель (ок. 390—330 гг. до н. э.)
«Гермес
с младенцем Дионисом»
«Афродита Книдская»
«Молодой сатир»
Слайд 23
Леохар
(середина
IV в. до н. э.)
«Аполлон Бельведерский»
«Геракл, борющийся
со львом»
Лисипп
(370—300 гг. до н. э.)
Слайд 24
Скульптурные шедевры эллинизма
На смену классическим традициям в эпоху
эллинизма (323 и 30 гг. до н. э.) приходит
более сложное понимание, обостренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа.
Слайд 25
Агесандр.
«Венера Милосская»
«Ника Самофракийская»
В эпоху эллинизма появляются новые темы
и сюжеты, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих
характеров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и трагизм переживаний, и в то же время мечтательность персонажей, их гармоническое совершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода.
Эпигон (предположительно),
«Галл, убивающий себя и жену»
Слайд 26
Большой алтарь Зевса в Пергаме (II в. до
н. э.)
Слайд 27
Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора —
одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Неизвестному автору
удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня, запечатленная в легком, стремительном шаге вперед, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Драпировка ее тонкой одежды дробится на множество мельчайших развевающихся складок. В сочетании с могучими крыльями за спиной складки одежды создают ощущение полета.
Слайд 28
Агесандр, Афинодор и Полидорм . «Лаокоон с сыновьями»