Слайд 2
«Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем
дорожим,
Он не умел горшка слепить из глины,
Боялся духов, выдуманных
им».
В.Берестов
Изучение нового материала
Славянские земледельческие обряды.
Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала.
Фольклор как отражение первичного мифа.
Сказка о царевне Несмеяне.
Слайд 3
Земледелие для большинства славянских племен было основным занятием
на протяжении многих веков. Естественно, что язычники боготворили землю,
поклонялись ей, старались всячески умилостивить других богов, помогающих расти хлебу, идти дождю, светить солнцу и так далее. Любой праздник - народный или религиозный - содержал обряды, связанные с земледелием.
Славянские земледельческие обряды, возникшие как средство иллюзорного влияния на плодородие земли, растительность, животных и людей, воспроизводили первичные мифы.
Однако из-за разрозненности языческих верований, которые так и не сложились в единую систему, эти мифы трудно выявить.
Они отражают земледельческий культ в его исконных, древнейших формах. О том, что формы обрядов появились у славян до того, как развились представления о божествах, свидетельствуют сами обряды. В них уничтожается не само божество растительности, а некий символ (соломенное чучело, дерево, сноп) растительных сил земли.
Слайд 4
Все главные языческие обряды плодородия, связанные с такими
праздниками, как Святки, Масленица, русальная неделя, семик, Иван Купала,
совершаются в период от зимнего до летнего солнцеворота – во время пробуждения растительных сил земли. По этой причине практически все аграрные обряды имеют явное сходство и включают одинаковые действия. К ним относятся поминовение усопших, фарсовые похороны растительных сил (потопление, сжигание, разрывание) и разбрасывание их останков по полям.
Слайд 6
Начинались в день зимнего солнцеворота (25 декабря), сопровождались
торжественным ужином. Он воспроизводил поминальный стол, так как включал
кутью – магическую еду из цельных зерен пшеницы (в городах их заменял рис) с добавлением ягод черемухи и яиц. Зерно и ягодная косточка – семя – демонстрируют нескончаемый круговорот жизни: «семя – растение – семя». В животном мире зерну соответствует яйцо, содержащее зародыш и также воссоздающее жизнь.
Слайд 7
Масленица
Ключевое звено всех земледельческих обрядов составляли фарсовые
похороны. На Масленицу из соломы делали «сударыню Масленицу», олицетворявшую
злаки, и на санях со смехом, прибаутками и обрядовыми песнями возили по деревне. Это называлось «встречать Масленицу». Провожали ее также шумно и весело. Чучело вывозили на озимь – засеянное с осени поле, и сжигали. Пепел разбрасывали по полям, чтобы обеспечить озимым успешный рост.
Слайд 8
На поминальном столе обязательно были блины. Их круглая
форма, уподобленная солнцу, служила магическим средством его возвращения после
зимы. Поминовение предков блинами повторялось в обряде проводов зимы – на Масленицу, русальной неделе, в семик.
Слайд 9
Русальная неделя
На русальной неделе, предшествующей Троице, акцент делался
на похоронах русалки: соломенную куклу в белом, изображавшую русалку,
с песнями и воплями выносили на носилках из деревни и оставляли в ржаном поле на меже. Русалки, как существа водяные, олицетворяли водоемы, необходимые для земледелия, - реки, озера, пруды. Считалось, что их появление на полях обеспечивает землю влагой и вызывает обильный рост хлебов.
Слайд 10
То же значение приписывалось березе – дереву, которое
на Руси раньше прочих покрывается зеленью и, по народным
представлениям, обладает особенной силой роста. В семик ее либо топили в пруду, либо бросали в рожь.
Но прежде облюбованную в лесу сочную, молодую березу «завивали», то есть загибали концы веток и закрепляли их в форме венков, как бы растущих на дереве, сопровождая действия песнями-заклятиями, имевшими магический характер:
Пойдем, девочки, во луга-лужочки
Завивать веночки.
Мы завьем веночки на годы добрые,
На жито густое, на ячмень колосистый,
На овес ресистый, на гречиху черную,
На капусту белую.
Затем березу украшали лентами, лоскутками, цветами и торжественно вносили в деревню. Здесь вокруг нее водили хороводы, устраивали игры. Смысл этого обряда, одного из самых главных в году, заключался в том, чтобы уловить, закрепить, вынести из леса растительную силу дерева, содержащуюся в концах веток, и передать от деревьев земле и злакам.
Слайд 12
В день летнего солнцеворота, на Ивана Купалу, когда
земля находится в расцвете сил, цель обрядовых действий менялась.
Земле больше не помогали, от нее старались взять все, что она может дать. В ночь на Ивана Купалу собирали лекарственные травы, жгли огромные костры и прыгали через них. Купальский огонь добывали трением из дерева, а не зажигали от другого огня, поэтому он как «живой» обладал особыми целебными свойствами.
Слайд 13
В купальском огне сжигали зеленую ветвь или даже
свежесрубленное дерево, украшенное венками из съедобных растений и злаков,
- воплощение сил природы, которым в это самый длинный день в году приписывалось состояние повышенной активности. Поэтому, прыгая через огонь, человек будто приобщался к живительной производящей силе. Кроме того, считалось, что ивановские костры загодя обеспечивали успех будущей жатвы.
Слайд 14
Характерной особенностью славянских земледельческих языческих обрядов является смех
при погребении. Поскольку смех принадлежит жизни и со смертью
несовместим, древние славяне приписывали ему магическое влияние на растительный и животный мир. Уничтожаемые в процессе аграрных обрядов чучела Масленицы и русалки, семицкая березка и купальская зеленая ветвь становились магическим прообразом будущего урожая, средоточием растительных сил земли.
Земледелец нуждался в том, чтобы их магическая сила передалась полям. Поэтому ритуальный смех как бы имитировал эту передачу и обеспечивал новую жизнь в злаках, травах, плодах.
Слайд 15
Фольклор
Об устойчивости первичных образов мифологии, активно формирующих
воображение, свидетельствует фольклор – коллективное поэтическое творчество народа. Это
сказки, эпос, загадки, песни, заговоры и др.
Отражением идеи плодородия и возрождения жизни в фольклоре является сказка о царевне Несмеяне.