Витраж— произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Слайд 2
Витраж— произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера
из цветного стекла,
рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для
заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Слайд 3
Слово «витраж»
произошло от французского vitre
(оконное стекло).
Вероятно, самой первой витражи стала
использовать католическая церковь.
Произошло так потому, что свет, проходя через
витраж, окрашивается
в его цвета
и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в храмах.
Слайд 4 Классический витраж появился впервые в Германии в Х
веке. Широкое распространение декорирования оконного стекла началось со второй
четверти XI в. Чаще всего витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах».
В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
Слайд 5
Создание витража было очень трудоемкой и кропотливой работой.
С
рисунка снимались шаблоны, по которым резалось стекло. Куски цветного
стекла собирались по рисунку, наводилась окончательная тушевка и рисунок эмалью бурого цвета.
Затем производился обжиг затонированных кусочков стекла в печах.
После обжига куски стекла вновь собирались по рисунку и скреплялись путем спаивания специально приготовленными прутками из свинца.
Слайд 6
В ХVI в. с увеличением палитры красок художники
получили возможность писать на бесцветном стекле, как на полотне.
Около
середины ХVII в. витражное искусство приходит в упадок и вновь возрождается лишь в начале ХIХ в.
Витражи гибли и во время мировых войн 1914 – 1918 гг., 1939 – 1945 гг.
После войны начался новый расцвет витражного искусства: восстанавливаются и реставрируются старые витражи, создаются новые витражные мастерские в Польше, Франции, Швейцарии, Чехословакии.
Слайд 7
Своеобразна история развития витража на Руси. Археологи доказали,
что на Руси оконное стекло было применено уже в
Х в. в Десятинной церкви.
Из летописи известно, что в церкви Иоанна Златоуста в Холме (ХIII в.) были витражи из цветного и расписного стекла.
Слайд 8
В современном искусстве витраж очень широко применяется для
оформления помещений — это и ширмы для комнат, отделка