Слайд 2
Гравюра итальянского мастера XVI – XVII вв.
ВИД НА ПЬЯЦЦА
Гравюра
(от
фр. gravure – вырезать, создавать рельеф) – вид графического
искусства, подразумевающий создание
различными способами
печатных форм.
Слайд 3
Искусство гравюры появилось в Европе приблизительно в 15-м
веке. В тот период начало активно развиваться книгопечатание, и
для того, чтобы ускорить и упростить иллюстрирование книг, начали использовать заготовленные штампы.
С помощью гравюры наносили изображения, шрифты и другие элементы для украшения текста.
В дальнейшем искусство гравюры развивалось и распространялось, появлялись различные техники, характерные для тех или иных периодов.
В 18-м веке стала популярна японская гравюра, а в 19-м – испанская.
На сегодняшний день этот вид искусства очень разнообразен и имеет различные техники и стили.
Слайд 4
Эстамп – название произведений печатной графики, оттиск на
бумаге с печатной формы.
Разновидности техники эстампа:
высокая печать (ксилография, линогравюра,
гравюра на картоне);
плоская печать (литография со всеми ее разновидностями и монотипия);
глубокая печать (офорт, резцовая гравюра, сухая игла, акватинта);
трафаретная печать (шелкография).
Слайд 5
Ксилография (ксилос – дерево) – гравюра на дереве. Зародилась
в Китае.
1.Обрезная (продольная) гравюра (рисунок вырезается резцами, стамесками или
ножом).
2.Торцовая гравюра (используются доски поперечного распила из твёрдых пород дерева, вырезается резцами разной конфигурации). После этого доску покрывают специальной краской и выполняют оттиск на бумаге. Количество качественных оттисков с продольных досок в пределах нескольких сотен экземпляров, с торцовой – десятки тысяч экземпляров.
Слайд 6
Шелкография
(от лат. seri – шелк и греч.
grafia – форма, изображение) –
вид художественной трафаретной печати
на
шёлке.
Появилась в Китае.
В отличие от других печатных техник получается изображение не
в зеркальном виде.
Слайд 7
Резцовая гравюра, резец – самый древний вид гравюры. До
конца XIX века прерогативой резцовой гравюры было исполнение географических
карт, видов городов, иллюстраций для научных атласов и изданий, а также репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектурных памятников для художественных изданий. В наши дни используется, в частности, для печати американских долларовых купюр.
Металлическую пластину шлифуют, затем наносят контур изображения. Работают резцами-штихелями различных сечений и форм. Металлические заусеницы – барбы, остающиеся по краям, аккуратно срезают.
Углубления заполняют густой краской, лишнюю – счищают. Изображение строится при помощи параллельных или образующих косую сетку линий.
Техника отличается трудоемкостью и некоторой ограниченностью художественных возможностей.
Слайд 8
Офорт
(от фр. eau-forte – азотная кислота, буквально –
крепкая вода) – разновидность гравюры на металле.
Материал – металл:
медь, цинк, сталь, железо, латунь.
Металлическую пластину равномерно покрывают кислотоупорным грунтом.
Слайд 9
Потом процарапывают рисунок,
обнажая металл.
Затем пластину
с
готовым рисунком опускают в азотную кислоту.
Протравленные углубления заполняют
офортной краской.
С помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.
Слайд 10
Сухая игла – разновидность офорта,
не использующая травление.
Процарапывается иглой на металле,
с помощью офортного станка делается
оттиск на бумаге.
Офорт в технике
сухая игла может быть напечатан не более чем в 20 экземплярах.
Слайд 11
Акватинта (от итал. aqua – вода, tinta – оттенок)
– разновидность офорта. Оттиск напоминает рисунок акварелью.
Перед травлением на
печатную форму наносят кислотоупорную смолу: канифольную, асфальтовую, затем опускают в азотную кислоту. Для того, чтобы получить богатство фактурных и тональных нюансов, некоторые художники доводили число травлений более чем до двадцати этапов. Протравленные углубления затем заполняют офортной краской и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.
Мастера акватинты постоянно экспериментируют, вводя новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы, используя наждачную бумагу, соль, сахарный песок и т.д.
Слайд 12
Монотипия
(от греч. monos – один и tupos –
отпечаток) – вид печатной графики.
На гладкую поверхность наносится рисунок
красками, оттиск снимается на печатном станке или вручную. Полученное на бумаге уникально
и неповторимо, поскольку в этой технике можно напечатать только
один оттиск.
Слайд 13
Линогравюра – гравюра на линолеуме.
Появилась с изобретением линолеума,
в начале XX века. Изображение вырезается резцами разной величины.
Лаконизм художественного языка; резкие контрасты черного и белого; сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность работать быстро; использовать большой размер листа; цветную печать и высокая тиражность привлекли к ней много мастеров печатной графики.
Слайд 14
Гравюра на картоне
Материал – картон различной плотности.
Штрихи на картоне прорезаются иглой или ножом, тоновые плоскости
достигаются разрыхлением поверхности картона либо при помощи аппликации. Художественные возможности гравюры на картоне весьма ограничены.
Слайд 15
Литография (от греч. lithos – камень и grapho –
пишу, рисую) – краска под давлением переносится с литографского
камня на бумагу. Литографию ошибочно причисляют к гравюре. На литографском камне (кусок плотного известняка, который шлифуется до гладкого состояния) рисуется изображение, затем поверхность камня протравливают смесью, содержащей азотную кислоту. Валиком на увлажненный камень наносится краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, затем посредством литографского станка выполняют оттиск на бумаге.
В цветной литографии (хромолитографии) для каждой краски используется отдельный камень, печать производится последовательно каждым цветом. Для получения высококачественных цветных изображений иногда применяли до 30 камней.
Слайд 16
Авторская печатная графика всегда делается ограниченным тиражом. Любой оттиск
из тиража, если он отпечатан и подписан самим автором,
считается оригиналом и обладает художественной ценностью.
Подпись, как правило, делается твердым карандашом по влажной бумаге. В этом случае ее невозможно стереть без явных следов подчистки, так как карандаш глубоко врезается в бумагу. Подпись ставится под нижним правым краем изображения с указанием года создания печатной формы.
В левой стороне оттиска пишется название эстампа и указывается манера исполнения и номер тиража. На обратной стороне оттиска принято писать фамилию и инициалы автора, название произведения, год исполнения, манеру и размеры гравюры.
Слайд 17
Источник:
http://studopedia.Ru/1_1308_vopros--gravyuravidi-gravyuri.Html