Слайд 2
Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров:
скульптурные памятники, обелиски и стелы, рельефные композиции и фресковые
росписи, украшающие стены заупокойных храмов и гробниц.
Слайд 3
Скульптурные памятники
Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая
ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представление египтян
о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.
Золотая маска фараона Тутанхамона
1340 до н. э.
Слайд 4
Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил.
Тело мужчины раскрашивалось в красно-коричневый цвет, тело женщины в
желто-розовый, волосы черные, одежда белая. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.
Канон - свод правил, сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традицией.
К числу характерных канонических типов принадлежит портретный деревянный рельеф с изображением зодчего Хесиры.
Слайд 5
В понятие канона входили также определенность позы(стоящие фигуры
с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или
коленопреклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей.
Главная задача скульптора заключалась в достижении возможно более точного сходства с портретируемым. Его лицо должно было воплощать отрешенность от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям.
Существовала и традиционная окраска статуй.
Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, песчаник, известняк.
Слайд 6
Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части
тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось
в Большом сфинксе знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.
Слайд 7
В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их
лица незабываемы. Во всем их облике царит невозмутимость и
сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III. Поза фараона традиционна и канонична.
В заупокойной надписи о нем сказано так:
Он — знание в сердцах,
Его глаза прослеживают каждого,
Он солнце, видящее лучами своими,
Он освещает обе земли лучше, чем солнце.
Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.
Он кормит идущих его путем.
Слайд 8
Фараон Аменемхет III – сильный владыка, правление которого
было отмечено могуществом и благосостоянием страны.
Слайд 9
Совсем иначе изображали людей, полностью зависящих от власти
фараона.
Скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре.
Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок угодливый
и хитрый взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Большие уши слегка оттопырены. Он привык слушать и повиноваться.
Слайд 10
Исключительного совершенства древнеегипетские мастера достигли и в деревянной
скульптуре. Портретное сходство с оригиналом в них удивительно ярко
и наглядно. Когда в середине ХIХ в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор ученые-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой».
Слайд 11
Не менее интересны парные скульптурные портреты, выполненные египетскими
мастерами. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской
пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлен в строго канонической позе. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова.
Слайд 12
Рельефы и фрески
Большое место в искусстве Древнего
Египта занимали рельефные и фресковые композиции, с помощью которых
декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, обелиски и стелы.
Слайд 13
Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде
всего это сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших,
обряды, совершаемые над покойником при погребении.
Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля.
В эпоху Нового царства в композиции стали вводить пейзаж с животными и растениями.
Слайд 15
Блестящей эпохой в развитии художественной культуры древнего Египта
считают так называемый амаранский период, главные достижения которого связывают
с правлением фараона-реформатора Аменхотела IУ (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало
«угодный Атону». Рельеф «Поклонение богу солнца Атону», где царь выглядит почти комически. Однако это не карикатура, а результат стремления художников более точно передать суть его образа. в этот период.
Сокровища
гробницы Тутанхамона
Слайд 16
Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Эхнатона. К
их числу следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити
Слайд 17
Музыка Древнего Египта
Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан
с развитием музыки, театра и поэзии Время не сохранило
образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.
На барельефах и росписях запечатлены группы музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры.