Слайд 2
Цель: Показать применение технологии «Педагогические мастерские. Ателье» на
уроках изобразительного искусства в средней школе и во внеурочной
деятельности.
Задачи:
Изложить суть технологии «Педагогические мастерские. Ателье».
Привести примеры применения данной технологии на уроках ИЗО и на внеурочных занятиях.
Слайд 3
Принципы формирования и развития качеств
творческой личности и художественных способностей на занятиях изобразительного искусства
базируются на комплексном и системном подходе к организации процесса художественно-творческой деятельности, выражающемся в триаде: ВИДЕТЬ – ПОНИМАТЬ – СОЗДАВАТЬ, т.е. на каждом занятии учащиеся учатся видеть, понимать и создавать.
Слайд 4
Технология « Педагогические мастерские».
Педагогическая мастерская, или Ателье, появилась в практике отечественной
школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989 году.
Цель этой технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление учащимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.
Слайд 5
Отличительные особенности образовательного процесса
в рамках данной технологии:
создание атмосферы сотрудничества в общении;
«включение» эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам;
необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;
подача необходимой информации учителем малыми дозами
исключение официального оценивания работы ученика;
самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.
Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний.
Слайд 6
Алгоритм мастерской:
1. Индукция
(наведение) – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого,
включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предполагается неожиданное, в чём-то загадочное и обязательно личностное задание.
2. Деконструкция – работа с материалом (красками, текстом, моделями и др.) и превращение их в хаос (смешение).
3. Реконструкция – создание своего проекта (творческой работы). Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит детей обобщить знания о рассматриваемом предмете, явлении.
Слайд 7
4. Социализация – соотнесение своей
деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе,
представление всем результатов своего труда; обсуждение полученных результатов, приход к общему мнению. Задача – дать самооценку, провести самокоррекцию.
5. Афиширование – учитель организует обсуждение результатов, даёт необходимые пояснения.
6. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, осознание неполноты знаний, побуждающее к углублению в проблему, к поиску ответов, источников информации. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны ученики. Учитель подбирает источники информации для учеников. Ученики выдвигают свои гипотезы по решению проблемы, изучают источники информации, находят оптимальный вариант.
7. Рефлексия – отражение, самоанализ, обобщение возникших чувств. В том числе, анализ работы на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях и усовершенствование работы учителя, мастерской.
Слайд 8
Применение технологии «Педагогические мастерские на практике».
1
класс.
Тема занятия: Рисование по памяти композиции « Наше
лето». Рисование пальчиками.
Изобразительный материал: гуашь, акварель.
Наглядный материал: репродукции картин и фотографии; презентация с летними пейзажами, таблицы изображения дерева.