Слайд 2
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ – ВСЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ХУДОЖНИК ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
К НИМ ОТНОСЯТСЯ: КОМПОЗИЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВА, ПРОПОРЦИИ, СВЕТОТЕНЬ, ЦВЕТ, ШТРИХ, ФАКТУРА И Т.Д.
Слайд 3
КОМПОЗИЦИЯ – СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОГЛАСОВАННОСТЬ ЕГО ЧАСТЕЙ, ОТВЕЧАЮЩАЯ
СОДЕРЖАНИЮ, ПОИСКИ ПУТЕЙ И СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА, НАИЛУЧШЕГО
ВОПЛОЩЕНИЯ ЗАМЫСЛА ХУДОЖНИКА. РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ ИДЕТ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗАМЫСЛА, ОБЩЕЙ ЕГО «ЗАВЯЗКИ» В ПЛАСТИЧЕСКИ-ЗРИМЫХ ФОРМАХ ДО ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПРИ ЭТОМ НА ОСНОВЕ ИЗБРАННОЙ ТЕМЫ ХУДОЖНИК ВЕДЕТ РАЗРАБОТКУ СЮЖЕТА. К КОМПОЗИЦИОННОМУ ПОСТРОЕНИЮ ОТНОСИТСЯ РАЗМЕЩЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ИЛИ НА КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ В СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗАМЫСЛУ РАЗМЕРЕ, ФОРМАТЕ И МАТЕРИАЛАХ. СЮДА ВХОДЯТ: ВЫЯСНЕНИЕ ЦЕНТРА УЗЛА КОМПОЗИЦИИ И ПОДЧИНЕНИЕ ЕМУ БОЛЕЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧАСТЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЧАСТЕЙ В ГАРМОНИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ, ГРУППИРОВКА И СОПОДЧИНЕНИЕ ИХ С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЧЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ.
Слайд 5
Фигуры надвигающиеся
на зрителя
Слайд 6
Фигуры движущиеся к зрителю
или от зрителя
Слайд 7
Построение пространства
цветом
Слайд 8
Леонардо да Винчи
Мадонна в гроте
Слайд 9
Определенным образом расположенное
на плоскости изображение направляет движение
глаз зрителя по определенному плану, фиксирует композиционный центр –
особенно выделенную часть изображения,
повторы ритма и ось симметрии, выделяет пятна, линии и силуэты форм, связанные в простые геометрические фигуры
Слайд 10
Траектория движения зрачка при рассматривании профиля
Слайд 12
Символика круга и овала обычно трактуется как идея
совершенства, завершенности, часто используется в иконописи
Слайд 14
Симметричное расположение элементов изображения в живописи создает впечатление
композиционного равновесия, покоя, статики
Слайд 15
Композиция с использованием
симметрии
Слайд 18
Геометрический центр
совпадает с
композиционным
Слайд 19
Смещение композиционного
центра
Слайд 20
Асимметричные композиции, как правило представляют собой децентрализованные композиции,
где композиционный центр резко смещен относительно геометрического центра изобразительной
плоскости. Такие композиции создают впечатление динамики, движения
Слайд 26
Задания:
Составить композиции из
геометрических фигур
(симметричные,
асимметричные,
уравновешенные…)
Бабочка
Слайд 27
ПЕРСПЕКТИВА – КАЖУЩЕЕСЯ ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМ И РАЗМЕРОВ ПРЕДМЕТОВ
И ИХ ОКРАСКИ НА РАССТОЯНИИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ ПЕРСПЕКТИВЫ
ПОМОГАЕТ ИЗОБРАЖАТЬ ПРЕДМЕТЫ ТАКИМИ, КАКИМИ МЫ ИХ ВИДИМ В РЕАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
ПЕРСПЕКТИВА ЛИНЕЙНАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОПТИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ ФОРМ ПРЕДМЕТОВ, ИХ РАЗМЕРОВ И ПРОПОРЦИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ИХ ПЕРСПЕКТИВНЫМ СОКРАЩЕНИЕМ. В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНА ТАК НАЗЫВАЕМАЯ ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, Т.Е. ИЗОБРАЖЕНИЕ «НА ГЛАЗ» ВСЕВОЗМОЖНЫХ ФОРМ ПРЕДМЕТОВ. ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУШНАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА, ОЧЕРТАНИЙ И СТЕПЕНИ ОСВЕЩЕННОСТИ ПРЕДМЕТОВ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ ПО МЕРЕ УДАЛЕНИЯ НАТУРЫ ОТ ГЛАЗ НАБЛЮДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ УВЕЛИЧЕНИЯ СВЕТОВОЗДУШНОЙ ПРОСЛОЙКИ МЕЖДУ НАБЛЮДАТЕЛЕМ И ПРЕДМЕТОМ.
Слайд 32
Красно-коричневые
Зелено-оливковые
Сине-голубые
Слайд 34
Обратная перспектива как бы концентрирует внимание зрителя на
сути явления; вводит понятие так называемого духовного зрения
Слайд 36
ПРОПОРЦИЯ – МЕРА ЧАСТЕЙ, СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ ЧАСТЕЙ ДРУГ
К ДРУГУ И К ЦЕЛОМУ. В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПРОПОРЦИИ
МНОГООБРАЗНЫ. ХУДОЖНИК ИМЕЕТ ДЕЛО С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПРОПОРЦИЙ. ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ НЕ ТОЛЬКО ПОСТРОЕНИЕ ФОРМ ФИГУР И ПРЕДМЕТОВ, НО И КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. К НЕМУ ОТНОСЯТСЯ НАХОЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ФОРМАТА ПЛОСКОСТИ ЛИСТА, СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ ИЗОБРАЖЕНИЙ К ФОНУ, ОТНОШЕНИЕ МАСС, ГРУППИРОВОК, ФОРМ ДРУГ К ДРУГУ И Т.Д.
Слайд 42
СВЕТОТЕНЬ – ГРАДАЦИЯ СВЕТЛОГО И ТЕМНОГО, СООТНОШЕНИЕ СВЕТА
НА ФОРМЕ. СВЕТОТЕНЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ
И ВЫРАЖЕНИЯ ЗАМЫСЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ. БЛАГОДАРЯ СВЕТОТЕНИ ЗРИТЕЛЬНО ВОСПРИНИМАЮТСЯ И ПЕРЕДАЮТСЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАТУРЫ. В НАТУРЕ ХАРАКТЕР СВЕТОТЕНИ ЗАВИСИТ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМЫ И МАТЕРИАЛА ПРЕДМЕТА. В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА СВЕТОТЕНЬ ПОДЧИНЯЕТСЯ ОБЩЕМУ ТОНАЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ. ГРАДАЦИЯ СВЕТОТЕНИ: СВЕТ, ТЕНЬ, ПОЛУТЕНЬ, РЕФЛЕКС, БЛИК.
Слайд 47
ЦВЕТ – ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В
ЖИВОПИСИ. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА, РАЗНООБРАЗНЫХ СВОЙСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ НАТУРЫ
В ЖИВОПИСИ ПЕРЕДАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОТНОШЕНИЙ ЦВЕТА И ЦВЕТОВЫХ ОТТЕНКОВ. СТРУКТУРОЙ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЯ, ТАК КАК СПОСОБЕН ВЫЗЫВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ. К ОСНОВНЫМ КАЧЕСТВАМ ЦВЕТА ОТНОСЯТСЯ: ЦВЕТОВОЙ ТОН – ОСОБЕННОСТЬ ЦВЕТА ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ДРУГИХ ЦВЕТОВ СПЕКТРА (КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ И ДР.); СВЕТОСИЛА (СВЕТЛЫЕ И БОЛЕЕ ТЕМНЫЕ ЦВЕТА); НАСЫЩЕННОСТЬ (ИНТЕНСИВНОСТЬ ЦВЕТА). НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА В КРАСКАХ МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗБАВЛЕНИЯ ЕЕ В АКВАРЕЛИ – ВОДОЙ, В ТЕМПЕРНОЙ, ГУАШЕВОЙ И МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ – БЕЛИЛАМИ.
Слайд 50
ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДРУГИМИ
ЦВЕТАМИ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖАТ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛЫХ И ХОЛОДНЫХ
ЦВЕТОВ И ИХ ОТТЕНКОВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ХОЛОДНОМ ЦВЕТЕ В НАТУРЕ И В ЖИВОПИСИ СВЯЗЫВАЕТСЯ С ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ОТО ЛЬДА, СНЕГА, А О ТЕПЛОМ ЦВЕТЕ – С ОГНЕМ, СОЛНЕЧНЫМ СВЕТОМ И Т.Д. БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИВОПИСИ ИМЕЮТ И ОТНОШЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ. НАХОДЯЩИЕСЯ РЯДОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА УСИЛИВАЮТ ДРУГ ДРУГА. ЭТИ ЖЕ ЦВЕТА ЯВЛЯЮТСЯ И КОНТРАСТНЫМИ. В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ ЦВЕТ ОБРАЗУЕТ ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ (КОЛОРИТ), А ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ. ЦВЕТ УСИЛИВАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ОБУСЛОВЛИВАЕТ ВМЕСТЕ С РИСУНКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖИВОПИСИ. ЦВЕТ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВЕННОЙ ЧАСТЬЮ НЕ ТОЛЬКО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО, НО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
Слайд 54
ШТРИХ – ОДНО ИЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РИСУНКЕ.
КАЖДЫЙ ШТРИХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛИНИЮ, ПРОВЕДЕННУЮ ОДНИМ ДВИЖЕНИЕМ РУКИ.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ ШТРИХОМ РАЗНООБРАЗНЫ. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ШТРИХИ РАЗНОЙ ДЛИНЫ, СИЛЫ И ЧАСТОТЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ. ПРИ ЭТОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА РАБОТЫ ШТРИХИ МОГУТ ВЫГЛЯДЕТЬ КАК ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ИЛИ СЛИВАТЬСЯ В СПЛОШНОЕ ПЯТНО.
Слайд 68
ФАКТУРА – ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛА. ПОВЕРХНОСТИ ПРЕДМЕТОВ В
НАТУРЕ И ИХ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВ; ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ
МАТЕРИАЛА, В КОТОРОМ ВЫПОЛНЕНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ, А ТАКЖЕ ХАРАКТЕРНЫЕ КАЧЕСТВА ЭТОГО МАТЕРИАЛА. ФАКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ СВОЙСТВ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ХУДОЖНИКОМ МАТЕРИАЛА, ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ НАТУРЫ, КОТОРУЮ ОН ИЗОБРАЖАЕТ, А ТАКЖЕ ОТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ И МАНЕРЫ ИСПОЛНЕНИЯ. ФАКТУРА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Слайд 83
Картины из мятой бумаги Саймона Шуберта