Слайд 2
Мирово́е древо - вселенское дерево, объединяющее все сферы
мироздания.
Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол —
с земным миром, корни — с подземным миром.
Слайд 3
Воплощение
универсальной
концепции
многих
народов о
пространстве
Вселенной
Слайд 4
Мировое древо в различных культурах
Слайд 5
В древне-русских апокрифах о Соломоне в виде дерева
с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней
изображается идеальное государство, где месяц — царь, нива — православное крестьянство. Ср. русскую загадку: «Стоит древо, имеет на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются»; древо — весь мир, цветы — «человецы», корыто — земля, птица — смерть; сколько смерть похитит, «толик» и родится в мир".
Слайд 6
Мировое древо. Русский узор.
Слайд 7
В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке
Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь и
которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа — небосвод Мень Эле со звёздами, желток — земля — суша Мода-Мастор, белок — бескрайний океан Иневедь.
Слайд 8
Мировое древо. Роспись крышки сундука. XVII в.
Слайд 9
В древнем Иране верили, что священное древо растёт
возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц
Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.
Слайд 11
В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль,
пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является
структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.
Слайд 12
«Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное древо Ашваттха.
Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и
никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас — то что удерживает в иллюзорном мире) — его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) — (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом.
Слайд 13
В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках
фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением
выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Древо жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а корона — в небесном.
Слайд 14
Каждый год в кроне Древа священная птица Самрук
откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у
подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.