Слайд 2
Настоящим миром вещей является не
город, а здание. Внутри помещения вещи — главные действующие
лица. Убранство и оформление внутреннего пространства здания, т. е. интерьера, определяются его архитектурным решением.
Замысел здания не сводится лишь к созданию его внешнего вида — экстерьера, не менее значимо конструирование внутреннего пространства. Поэтому интерьер и стиль наполняющих его вещей во многом диктуются архитектурой (например, форма дверного проёма, придуманная архитектором, определяет вид и стиль двери и, соответственно, дизайн дверной ручки; потолок с его лепниной определяет облик светильников и тд.).
Слайд 4
Интерьер — синтез архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве
планировки пространства и вещной среды.
Архитектурное решение помещения (планировка, окна,
двери, лестницы и пр.) определяет стиль дизайна интерьера.
Слайд 5
Назначение помещения определяет стиль интерьера и дизайн вещей,
находящихся в нём. Поэтому интерьеры офисов и театров, вокзалов
и больниц, научных лабораторий и заводских цехов, станций метро и стадионов, не говоря уже о жилых помещениях, столь непохожи друг на друга.
Слайд 6
В понятие дизайн интерьера входят оформление и декорирование
(цветовое и фактурное) стен, потолка, пола, оконных и дверных
проёмов с помощью обоев, штор, жалюзи, а также организация удобной и комфортной среды для работы, отдыха, сна и бытовых нужд.
Слайд 7
Вещь и интерьер историчны и социальны. В каждом
обществе в каждую историческую эпоху существует своё понимание красоты
и устройства интерьера. Мебель и убранство, например, интерьеров эпохи барокко отличаются от мебели и убранства эпохи классицизма или модерна. Интерьер и вещи одного и того же назначения совершенно непохожи в дворянском и буржуазном доме, в купеческом и крестьянском, артистическом и обывательском. К тому же они столь различны, сколь различны их владельцы. Эстетические пристрастия, понимание красоты и удобства так или иначе проявляются в оформлении интерьера.
Слайд 9
В вещах, во всей атмосфере и обстановке интерьера
отпечатывается «душа дома» и его хозяина. Вещи и пространство
концентрируют в себе характер и суть жизни дома.
Слайд 10
В обстановку интерьера входит множество элементов дизайна, которые
не только определяют его облик, но и формируют пространство
помещения. Интерьеры прошлого, например, часто переполнены вещами, вещицами, и скорее это царство вещей, нежели человека.
Слайд 11
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи возникает в совокупности
архитектурно-пространственной и вещной среды, включающей в себя интерьер и
мебель, одежду и хозяйственную утварь.
Слайд 12
Истоки отечественной мебели — в традициях европейского мебельного
искусства. Так, в России стул впервые упоминается в допетровских
письменах, но только с конца XVII — начала XVIII в. можно говорить о развитии отечественной мебели. С течением времени выработался и распространился не только тип русского стула, но и вообще стиль отечественного мебельного искусства.
Слайд 13
Многие вещи конструируются дизайнерами не штучно, а комплектами
и в едином стиле. Стилевое единство вещей называется ансамблем.
Понятие ансамбля может относиться как к мебели или посуде (мебельный гарнитур, посудный сервиз), так и к интерьеру. Ансамбль в интерьере складывается, если есть целостное решение всех составляющих его элементов. И не обязательно, чтобы это была единообразная целостность гарнитура. Сегодня понятие ансамбля расширилось и подразумевает художественное единство вещей разных стилей и эпох, которые сочетаются по форме, цвету и фактуре.
Слайд 15
Дом, как говорили древние китайцы, «это не стены,
а пространство между ними». Дом — это нечто сугубо
личное, скрытое от других и одновременно некая витрина, демонстрация личных достижений и возможностей. И вещь тоже двулика. Казалось бы, вещь — помощник и слуга человека, но неожиданно она может приобрести власть над ним и превратиться в его хозяина. Завладев думами и стремлениями человека, вещь может стать целью его существования. А вещи не должны довлеть над человеком, какой бы это ни был суперкомпьютер или машина. Вещизм, т. е. тяга к приобретательству, — болезнь нашего века. Чтобы ни диктовала сиюминутная мода, всё равно вещь — всегда после человека, всегда лишь его слуга и никогда — господин!
Слайд 16
В коллажах интерьер предстаёт как образ мира вещей,
одежды, архитектуры в их стилевом единстве, отражающем эпоху. Образный
портрет среды возникает благодаря подбору наиболее точно характеризующих её деталей. Композиция строится по принципу: «Целое передаётся через деталь».
Слайд 17
Задания
1. Выполните упражнение на понимание стилевого единства интерьера.
Подберите фотоматериал, отражающий стилевую общность архитектуры, мебели, вещей в
соответствии с интерьером (например, избы, дворянского особняка, современной квартиры, автомастерской и т. д.), и сделайте: а) а)образно-коллажную композицию или
б) реферат (устное сообщение), построенный на иллюстративном материале.
2. Создайте конструктивное и декоративно-цветовое решение элемента сервиза по аналогии с остальными предметами. Исходя из стиля сервиза, сделайте макет одного предмета (чашка, ложка, нож, солонка) в натуральную величину в материале (глина, тесто и т. п.).
Материалы для реферата можно найти на сайте: «Архитектурные и художественные стили и направления».