Слайд 2
7% населения Земли пишут по-арабски, и арабское письмо
используется в качестве официального более чем в 22 государствах.
Слайд 3
Арабский алфавит состоит из 28 букв. Для
написания этих 28 букв используются 18 стандартных форм, к
которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. В арабском языке используется письменная система: абджад, то есть алфавит, в котором нет гласных – читатель должен сам их добавлять.
Слайд 4
Геометрические пропорции письма определяются первой буквой алфавита
-алифом, который является прямой вертикальной чертой.
Высота алифа составляет
от 3 до 12 точек, в зависимости от каллиграфа и стиля письма.
Ширина алифа равна точке, то есть квадрату, образованному при нажатии конца тростникового пера на бумагу, причём размер квадрата зависит от того, как обрезано перо, а также от степени нажима.
Воображаемый круг, который использует алиф в качестве диаметра, - это круг, в который должны быть вписаны все буквы арабского алфавита.
Слайд 5
Арабское письмо имеет много различных стилей –
их более ста. Но существует шесть основных стилей:
Куфи
Тулут
Насах
Талик
Дивани
Рика (см.
примеры)
Слайд 6
Каллиграфическое перо, которое называют томар, состоит из 24
волосинок осла. Очень важно, как обрезан кончик пера. Это
зависит от самого мастера, национальных традиций и типа текста.
Но самым традиционным инструментом арабского каллиграфа является калам - перо, сделанное из высушенного тростника или бамбука.
Слайд 7
Что касается чернил, то тут есть несколько
вариантов: чёрные и коричневые (часто используются, так как их
густота и насыщенность могут сильно изменяться), а также жёлтые, красные, синие, белые, серебряные и золотые.
Слайд 8
Развитие арабской каллиграфии привело к возникновению нескольких декоративных
техник.
Марайя– техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально
отражает композицию справа.
Слайд 9
Тугра – уникальный каллиграфический приём, который используется
как королевская печать.
В зооморфной каллиграфии из слов
составляются фигуры человека, птицы, животного или какого-нибудь объекта.
Слайд 10
Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который
считается творением Аллаха, Многие религии используют изображения (иконы) для
выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию.
Слайд 11
В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения
«красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного
развития личности. Многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.
Имели значение и чернила. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке.
Слайд 12
Искусством, которое повлияло на арабское письмо, является древнейшее
искусство – орнаментация. Искусство орнаментации тесно связано с арабской
каллиграфией.
Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов.
Слайд 13
Растительный ислими -узор из гибких, вьющихся растительных стеблей,
побегов, усыпанных листьями и цветами.
Геометрический
гирих –жесткие
прямоугольные
непрерывные
фигуры-сетки, узлы.
Слайд 14
Одна из особенностей арабского декора – «ковровая»
орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или
сооружения. В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи – пословицы, изречения из Ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы - тюльпаны, гвоздики, гиацинты, побеги вьющихся растений и др.