Слайд 2
Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один
из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и
Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности.
Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.
Слайд 3
Коронование девы Марии, 1595-1598
У истоков традиции Барокко
искусства в живописи стоят два великих итальянских художника -
Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Слайд 4
Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и
искусстве конца 16—середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху
интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре
Слайд 5
Караваджо Микеланджело (1573-1610), итальянский живописец. Учился в Милане
(1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и
1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе , уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма .
Слайд 6
Рени Гвидо (4 ноября 1575, Болонья — 18
августа 1642, там же), итальянский живописец, мастер барокко.
Рени был
выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно он учился у Аннибале Карраччи, был, как и он, поклонником античности и Рафаэля.
Слайд 7
Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и
многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости;
его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.
Слайд 8
Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость,
интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и
реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Слайд 9
Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов.
Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц
чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению.
Слайд 10
Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и
динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу
римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.
Слайд 11
Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где
работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава
демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др.
«Сусанна и старцы» 1647
Слайд 12
В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в
основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического
или аллегорического характера.
Слайд 13
Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со
сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.
Слайд 14
Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.
Слайд 16
"Ночной дозор" 1642 Рейкс музеум, Амстердам
Слайд 17
"Даная" 1636 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 25
Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим
Для архитектуры
барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в
России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.).
Слайд 26
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и
укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18
в.
Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.)
Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой.
В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.
Слайд 27
Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали
пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно
разворачивающееся перед зрителем.
Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство.
Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.
Архитектор: Вист А. Ф. Год постройки:1764-1768 Стиль: Барокко
Собор св. Андрея Первозванного
Слайд 28
Архитектор: Кваренги Д. Год постройки:1761-1769, 1783 Стиль: Барокко
Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней
Слайд 29
Архитекторы: Чевакинский С. И. Год постройки:1753-1755 Стиль: Барокко
Дворец
И. И. Шувалова
Слайд 30
Собор св. равноапостольного князя Владимира -
Князь-Владимирский собор
Архитекторы:
Земцов
М. Г. Ринальди А. Старов И. Е.
Год постройки:1789
Стиль: Барокко
Слайд 31
Архитекторы: Трезини Дж. Год постройки:1730-1740 Стиль: Барокко
Здание Первого
Кадетского корпуса
Слайд 32
Летний дворец Петра I в Летнем саду
Решетка Летнего
сада . Арх. Юрий Матвеевич Фельтен (1770-1784 гг).
Слайд 38
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к
суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается
хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон).
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон).
Слайд 39
Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный
мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались
с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.
Слайд 40
Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж.
де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман
(Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия).
Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти(небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.