Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Благовест в образах Русская икона

Содержание

Долгое время к иконам незаслуженно не проявляли интереса. Но во второй половине XIX века впервые решили «заглянуть» под многочисленные слои не раз «поновленных» икон. И…о чудо! Под черным слоем олифы, потемневшей от свечной сажи,
Благовест в образахРусская икона Долгое время к иконам незаслуженно не проявляли интереса. Но во Особенности иконыХристианство делило мир на дольний (земной) и горний (небесный). Икону можно «Подобает быти живописцу…»Написание иконы сопровождалось особыми обрядами. Необходимо было очистить и свой Как создавалась иконаТехнология изготовления икон вырабатывалась веками сначала в Византии, потом на Основные этапы создания иконы Сначала готовили доску. Предпочтение отдавали липовым. Иногда соединяли две доски, если икона После того, как доска была высушена, на нее натягивали пропитанную жидким рыбьим Икону опять сушили, наносили особый грунт, левкас, приготовленный из смеси мела и Мастер, глава артели, наносил углем контур будущего рисунка, «знаменил» икону. Затем золотили фон, венцы и приступали к работе с красками. Сначала писали платье, пейзаж. Такое письмо называлось «доличным» (лик – лицо, образ). Затем самый опытный и почитаемый мастер рисовал лицо, волосы, бороды. Это «личное» письмо. Работали темперными красками. Их приготавливали из природных материалов: минералов, глины. Краски растирали Написанную икону покрывали олифой, приготовленной из конопляного масла, накладывая ее слой за Канон В своей работе иконописцы пользовались специальными руководствами, подлинниками. Подлинники были «лицевые» Цвет на иконеЗолото символизировало Божественный свет.Голубой был цветом неба и чистоты. Вишневый Цвет одежд на иконе мог меняться, но одеяние Христа – вишневый хитон Икона на Руси почиталась. Ее можно было встретить не только в храме Работа изографа Русская иконография Иконография – это описание икон. Иконописец строго придерживался канона, «Богоматерь Одигитрия (наставница)» Оранта – молящаяся. Погрудное изображение с младенцем в медальоне – Знамение; без Елеуса – милующая (Умиление) Ни в одном из Евангелий не описывается внешность Иисуса Христа. Но то, Спас Емманул Спас Вседержатель (Пантократор) Спас в Силах; Спас на троне Спас Нерукотворный Источники http://aliksandar.livejournal.com/68442.html?view=490842#t490842http://kolizejinfo.ru/forum/22-324-1О.К.Кутас «История русской культуры от славян до великорусов». Учебное пособие»
Слайды презентации

Слайд 2 Долгое время к иконам незаслуженно не

Долгое время к иконам незаслуженно не проявляли интереса. Но во

проявляли интереса. Но во второй половине XIX века впервые

решили «заглянуть» под многочисленные слои не раз «поновленных» икон. И…о чудо! Под черным слоем олифы, потемневшей от свечной сажи, открылись яркие удивительные образы русской иконописи.


Слайд 3 Особенности иконы
Христианство делило мир на дольний (земной) и

Особенности иконыХристианство делило мир на дольний (земной) и горний (небесный). Икону

горний (небесный). Икону можно назвать «окном» в мир горний.

Через икону верующий должен соединить свое земное существование с небесным.
Поэтому и цвет, и предметы, и выбранные для изображения сюжеты несут глубокий смысл.
Даже перспектива на иконе обратная, т. е. обращена не во внутрь изображаемого пространства, как на картине, а во вне, на смотрящего. Поэтому, если долго смотреть на икону, искренне молясь, она как бы «входит» в того, кто обратил к ней свои молитвы.
Изображенное на иконе может вмещать в себя не одно, а несколько событий, которые могли происходить в разное время или вне времени, в вечности.

Слайд 4 «Подобает быти живописцу…»
Написание иконы сопровождалось особыми обрядами. Необходимо

«Подобает быти живописцу…»Написание иконы сопровождалось особыми обрядами. Необходимо было очистить и

было очистить и свой дух, и тело, а только

потом приступать к работе. Поэтому перед работой над иконой долго постились, молились Богу. После шли в баню, переодевались в чистую одежду.
Стоглавый Собор православной церкви в 1551 году требовал: «Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу; не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце, но и паче же хранити чистоту душевную и телесную…»

Слайд 5 Как создавалась икона
Технология изготовления икон вырабатывалась веками сначала

Как создавалась иконаТехнология изготовления икон вырабатывалась веками сначала в Византии, потом

в Византии, потом на Руси. Из Византии были заимствованы

многие приемы, но со временем были наработаны и свои собственные.

Прошло немало времени, но создание иконы претерпело лишь незначительные изменения.


Слайд 6 Основные этапы создания иконы

Основные этапы создания иконы

Слайд 7 Сначала готовили доску. Предпочтение отдавали липовым. Иногда соединяли

Сначала готовили доску. Предпочтение отдавали липовым. Иногда соединяли две доски, если

две доски, если икона была большой. Отступив от края,

вырезали рамку - канавку – ковчег.

Слайд 8 После того, как доска была высушена, на нее

После того, как доска была высушена, на нее натягивали пропитанную жидким

натягивали пропитанную жидким рыбьим клеем холстину – поволоку.


Слайд 9 Икону опять сушили, наносили особый грунт, левкас, приготовленный

Икону опять сушили, наносили особый грунт, левкас, приготовленный из смеси мела

из смеси мела и клея, а потом полировали поверхность.



Слайд 10 Мастер, глава артели, наносил углем контур будущего рисунка,

Мастер, глава артели, наносил углем контур будущего рисунка, «знаменил» икону.

«знаменил» икону.


Слайд 11 Затем золотили фон, венцы и приступали к работе

Затем золотили фон, венцы и приступали к работе с красками.

с красками.


Слайд 12 Сначала писали платье, пейзаж. Такое письмо называлось «доличным»

Сначала писали платье, пейзаж. Такое письмо называлось «доличным» (лик – лицо, образ).

(лик – лицо, образ).


Слайд 13 Затем самый опытный и почитаемый мастер рисовал лицо,

Затем самый опытный и почитаемый мастер рисовал лицо, волосы, бороды. Это «личное» письмо.

волосы, бороды. Это «личное» письмо.


Слайд 14 Работали темперными красками. Их приготавливали из природных материалов:

Работали темперными красками. Их приготавливали из природных материалов: минералов, глины. Краски

минералов, глины. Краски растирали на хлебном квасе или просто

на воде, добавляя яичный желток. Такие краски были яркими, непрозрачными.

Слайд 15 Написанную икону покрывали олифой, приготовленной из конопляного масла,

Написанную икону покрывали олифой, приготовленной из конопляного масла, накладывая ее слой

накладывая ее слой за слоем. Теперь икону на несколько

месяцев выставляли на свет сохнуть, чтобы образовалась тонкая защитная пленка. Жизнь такой иконы 60 – 80 лет. Затем пыль и свечная копоть превращали ее в «черную доску».

Слайд 16 Канон
В своей работе иконописцы пользовались специальными руководствами,

Канон В своей работе иконописцы пользовались специальными руководствами, подлинниками. Подлинники были

подлинниками. Подлинники были «лицевые» и «толковые». В них были

собраны образцы рисунков и технические наставления. Отступление от подлинника было невозможно, в нем прописывалось все: и поза нарисованных святых, и их лица, и цвет одежды. То есть работа мастера подчинялась определенным правилам, канонам.

Слайд 17 Цвет на иконе
Золото символизировало Божественный свет.
Голубой был цветом

Цвет на иконеЗолото символизировало Божественный свет.Голубой был цветом неба и чистоты.

неба и чистоты.
Вишневый носил объединяющее начало. Он включал

в себя два цвета: красный – начало спектра, и фиолетовый – его конец.
Красный – это Божественный огонь, кровь жертвы Христовой и мучеников за веру, цвет царей – пурпур.
Символ юности и цветения – зеленый цвет.
Цвет Бога – белый. Он подобен свету, он вмещает в себя все цвета, подобно тому, как Бог объемлет весь мир.
Черный – цвет сокровенных Божьих тайн.

Слайд 18 Цвет одежд на иконе мог меняться, но одеяние

Цвет одежд на иконе мог меняться, но одеяние Христа – вишневый

Христа – вишневый хитон (рубаха) и голубой плащ –

гиматий и вишневое покрывало – мафорий Богоматери были всегда неизменны.

Слайд 19 Икона на Руси почиталась. Ее можно было встретить

Икона на Руси почиталась. Ее можно было встретить не только в

не только в храме или в доме, но и

на перекрестках дорог, у ручья или родника, на городской стене, на воинском знамени. Ее первую спасали во время пожара из пламени. Ее нельзя было купить, а только выменять на деньги, нельзя выбросить, если она пришла в негодность, нужно было закопать в землю, или пустить по течению реки ликом вверх, или сжечь на перекрестке после молебна.
Многие иконы прославлены совершенными чудесами. Они исцеляли болеющих, многократно защищали города от врагов, оберегали Русь от бед.

Слайд 20 Работа изографа

Работа изографа

Слайд 25 Русская иконография
Иконография – это описание икон.

Русская иконография Иконография – это описание икон. Иконописец строго придерживался

Иконописец строго придерживался канона, особых разработанных правил, образцов. Поэтому

все сюжеты, изображаемые на иконах, можно сгруппировать в несколько композиционных типов. Так на Руси известно более трехсот изображений Богоматери. Все это многообразие можно уложить в три основных типа

Слайд 26 «Богоматерь Одигитрия (наставница)»

«Богоматерь Одигитрия (наставница)»

Слайд 27 Оранта – молящаяся. Погрудное изображение с младенцем в

Оранта – молящаяся. Погрудное изображение с младенцем в медальоне – Знамение;

медальоне – Знамение; без младенца в полный рост –

Великая Панагия (Всесвятая).



Слайд 28 Елеуса – милующая (Умиление)

Елеуса – милующая (Умиление)

Слайд 29 Ни в одном из Евангелий не описывается внешность

Ни в одном из Евангелий не описывается внешность Иисуса Христа. Но

Иисуса Христа. Но то, как выглядел Иисус, всегда интересовало

христиан. Впервые образ Иисуса Христа появился в живописи катакомб.
Ныне известное каноническое изображение Христа утверждается только в 836 году. Икон, изображающих Иисуса Христа, немного: Богомладенец с Богоматерью, Спас Емануил, Спас Вседержатель, Спас Нерукотворный.

Слайд 30 Спас Емманул

Спас Емманул

Слайд 31 Спас Вседержатель (Пантократор)

Спас Вседержатель (Пантократор)

Слайд 32 Спас в Силах;
Спас на троне

Спас в Силах; Спас на троне

Слайд 33 Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный

  • Имя файла: blagovest-v-obrazah-russkaya-ikona.pptx
  • Количество просмотров: 128
  • Количество скачиваний: 0