Слайд 2
Буддийский храм в Санкт-Петербурге «Дацан Гунзэчойнэй»— самый северный
в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского
означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника».
Слайд 3
первые буддисты на берегах Невы появились во
время строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица
России. Это были волжские калмыки — подданные Калмыцкого ханства, еще не вошедшего окончательно в состав России, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости (после 1706 года)
Слайд 4
Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в
самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 г.,
в городе проживал лишь один буддист. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 г. — 184 (163 мужчины и 21 женщина).
Слайд 5
Распространению буддизма в России и установлению связей между
Россией и Тибетом в огромной степени способствовал бурятский лама
геше лхарамба (доктор буддийской философии) - Агван Доржиев, который являлся доверенным лицом Его святейшества Далай Ламы XIII. Он добился того, что Николай II дал согласие на постройку в Санкт-Петербурге буддийского храма - Дацана (полное название - Санкт-Петербургский Буддийский Храм "Дацан Гунзэчойнэй").
Слайд 6
Строил Дацан русский архитектор Г.В. Барановский, к работам
которого относится также здание, в котором разместились один из
старейших магазинов Санкт- Петербурга - «Елисеевский» и Санкт-Петербургский государственный академический театр Комедии им. Н. П. Акимова.
Слайд 7
На строительство храма поступили немалые пожертвования -
Его Святейшество Далай Лама XIII внимательно отнесся к постройке
Дацана в далеком от Тибета Санкт-Петербурге и дал около 50 тыс.рублей золотом. В свою очередь, Лама Агван Дорджиев пожертвовал на строительство храма 30 тыс. рублей, кроме того некоторые суммы денег были пожертвованы бурятскими, колмыцкими, монгольскими, русскими и тувинскими буддистами.
Слайд 8
В 1913 году здание Дацана было в основном
построено, а 21 февраля 1913 года в нем состоялась
первая буддийская служба. 2 мая 1914 года Николай II утвердил при монастыре штат духовенства в составе 9 человек. Настоятелем нового монастыря стал лама Агван Дорджиев. Таким образом, в Петербурге появился буддийский монастырь с постоянной общиной буддийских монахов.
Слайд 9
В архитектуре буддийского храма соединились классические тибетские каноны
и европейский северный модерн.
Материалы для отделки фасадов (разные сорта
грубоколотого гранита, облицовочный кирпич, глазурованная плитка) были выбраны неслучайно - этот несомненно удачный выбор придал тибетской архитектуре новые, северные, петербургские тона.
Слайд 10
Главный южный фасад, украшенный портиком из 4-ех квадратных
в сечении столбов спрятан за кирпичной оградой. Фрагмент декора
фасада храма представлен на фотографии в нашем музее. На фронтоне у восьмирадиусного колеса - символа стремления к совершенству - замерли две лани. Эта традиционная для буддизма композиция напоминает о первой проповеди Будды. На карнизах храма установлены золоченые фигуры «победоносного знамени», напоминающие по форме закрытые с обеих сторон цилиндры. Это символы утверждения буддийской веры. Северный фасад представляет 4-этажную башню, которую венчает невысокий шпиль из золоченой меди - ганджира.
Слайд 16
Внутри храма обращают на себя внимание красивые цветные
витражи плафона и ограждения светового проема с буддийскими символами,
а также выложенный многоцветными плитками пол в главном зале.
Слайд 18
особенной величавостью отличается алтарный зал - именно здесь
проводятся хуралы (молебны), посетить которые может любой желающий.
Слайд 20
В этом зале находится много необычных для нашего
глаза ритуальных артефактов: статуи разных размеров, книги, колокольчики, ваджру,
четки и многое другое. Большое впечатление производят ритуальные статуи, выполненные, как правило, из позолоченной бронзы.
Слайд 22
Статуя «Зеленая Тара» - проявление мудрости, сострадания,
любви. Восседает на Лотусе и лунном диске. Правая рука
на правом колене в жесте дарования, левая рука - в жесте прибежища. Держит в обеих руках стебель лотоса-уткалы, символа учения Будды. Правая нога вытянута, что указывает на готовность придти на помощь всем живым существам.
Слайд 23
Будда (санскрит - «пробудившийся») в буддизме - существо,
достигшее просветления (бодхи)
Слайд 25
Буддийский храм серьезно пострадал в советский период. В
1935 году он был закрыт, а его основатель, бывший
все годы эти годы и настоятелем, Агван Лобсан Доржиев и все священнослужители храма арестованы. В храме размещались последовательно радиостанция, исследовательские лаборатории Зоологического института и другие организации. Многие уникальные детали внешнего и внутреннего убранства были уничтожены.