Слайд 2
Стили и направления в искусстве
В Советском Союзе параллельно
с направлением соцреализма в искусстве существовало неформальное андерграундное искусство.
Андерграунд (англ. Underground
— подполье, подпольный) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству.
Нонконформизм – в советском изобразительном искусстве понятие, определяющее художников 1950-1980-х гг., непризнанных официальной советской властью и ставших по политическим и идеологическим убеждениям в оппозицию государственной доктрине в сфере культуры.
Слайд 3
Живопись, запрещённая в СССР
Своей официальной идеологией в искусстве
советская власть объявила «социалистический реализм» — картины, фильмы, спектакли и
книги должны были показывать «настоящую жизнь простых советских людей». Однако на самом деле такие произведения искусства показывали лишь лакированную изнанку, но не реальную действительность.
Некоторые художники писали картины, на которых довольно реалистично показывали жизнь в СССР, но которые в том самом СССР были запрещены к показу, а за само написание таких картин могли посадить в тюрьму.
Одним из таких художников-нонконформистов, изображавших запрещённый «социалистический реализм», был замечательный советский художник Василий Колотев.
Слайд 4
Живопись, запрещённая в СССР
Картины Василия Колотева, написанные в
период существования СССР и посвящённые бытовой советской жизни
Слайд 5
И корабль плывёт. Пивная. 1979 г.
На картине
отлично передана атмосфера «замечательных» пивных СССР: антисанитария, грязь, закуска
в виде вонючей кильки из банки.
Слайд 6
0,5 не принимают. 1983 г.
На картине изображён пункт
приёма стеклотары, находящийся в каком-то полузаброшенном дореволюционном доме. Впечатляет
также конструкция для переноски пустых бутылок (из мешка и плетеной корзины), которую соорудила женщина, находящаяся на переднем плане картины.
Слайд 7
Воскресение. 1984 г.
Картина, изображающая закрытый забором двор,
в котором мужики потягивают пиво в выходной день. Свою
картину Василий подписал именно «Воскресение», т.е. имея в виду не день недели «воскресенье» , а «воскресение» после тяжёлой попойки посредством опохмеления пивом.
Слайд 8
Бульварная сцена - 1. 1984 г.
Изображены дядьки, пьющие
горькую прямо где-то на заснеженном бульваре. На заднем плане
видна дворничиха, убирающая снег.
Слайд 9
Бульварная сцена - 2. 1989 г.
Обыгран тот же
сюжет, но главные герои представлены со спины и одетыми
в ватники. В центре картины изображена советская скульптурная композиция – тоже «…на троих»?..
Слайд 10
Арест пропагандиста. Медвытрезвитель. 1979 г.
Достаточно правдоподобно изображена жизнь советского
вытрезвителя. Пленного алкоголика уже раздели и готовят, судя по
всему, к ночёвке в общей камере.
Слайд 11
Алё. 1983 г.
Быт советской коммунальной квартиры: тётка с
замотанной головой вышла из кухни в коридор поговорить по
общему квартирному телефону. В коммунальных квартирах такие телефоны оставались до самого начала девяностых годов.
Слайд 12
Девятый вал. 1979 г.
Одна из самых известных
и наиболее страшных картин художника: на столе спит муж-пропойца
в синих советских «трениках», а жена - с грудным ребенком на руках и вторым ребёнком на полу - сидит с видом совершеннейшего отчаяния и отрешённости.
Слайд 13
Красный день календаря. 1985 г.
Ещё одна знаменитая
картина Василия Колотева изображает нализавшийся до положения риз пролетариат,
как следует отметивший день 7 ноября.
Слайд 14
Домино. 1984 г.
Во времена СССР мужики часто часами
просиживали во дворе, играя в домино, карты и другие
бессмысленные игры, не обращая внимания на свою семью и домашнее хозяйство.
Часто коротали дни таким же образом и в рабочее время грузчики и другие подсобные рабочие: зарплата в СССР начислялась по принципу «Солдат спит — служба идёт».
Слайд 15
Крести-козыри. 1987 г.
Игра в карты каких-то грузчиков и
продавщиц на заднем дворе магазина. На мусорном баке кривыми
буквами выведено «ЖЭК».
Слайд 16
Листья тополя падают с ясеня.
1984 г.
«Караоке» времён
СССР – всё та же пивная для «пролетариата».
Слайд 17
Овощи-фрукты. 1986 г.
Картина названа по вывеске магазина, расположенной
на заднем плане. При этом сам магазин является только
фоном, на котором разворачивается действо: женщины выстроились в очередь на уличное взвешивание, сами напоминая при этом гигантские овощи-фрукты.
Слайд 18
Очередь. 1985 г.
Полотно изображает гигантскую очередь к
продуктовым прилавкам, при этом на прилавках-холодильниках можно увидеть крайне
скудный ассортимент. В центре композиции — советские рычажные весы, которые нередко становились предметом махинаций недобросовестных продавщиц.
Слайд 19
Разделка по отрубам. 1985 г.
Показана советская торговля мясом.
Но
что или кто был мясом в СССР? Что или
кто был разделан по отрубам?
Слайд 20
На лестничной клетке. 1983 г.
Сюжетом выбрано классическое советское
трио «соображателей на троих», обосновавшихся в подъезде между этажами.
Слайд 21
Плывёт, плывёт кораблик. 1984 г.
Бытовая сцена в коммунальной
квартире: ванная комната.
Слайд 22
Тема II. И. Шишкин. 1983 г.
Туалет в
советской коммуналке.