Слайд 2
Цель
Развивать умение сравнивать и обобщать материал;
Познакомиться с
традиционной культурой населения Кубани.
Слайд 3
Формирование культуры Кубани
Слайд 4
1. Жилище. Адыги.
Дома в аулах стояли группами по
десять, двадцать, а иногда и сорок. Селившиеся по соседству
были чаще всего близкими или дальними родственниками. В поселениях жило несколько семей. Число домов нередко достигало 500. Семьи были большие — по 1 0 -1 2 человек каждая. Если вы сделаете простые подсчеты, то легко убедитесь, что в наиболее крупных черкесских поселениях проживало до 5 — 6 тысяч человек.
Слайд 5
1. Жилище. Адыги.
Внутреннее убранство было простым, оно отличалось
чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и
предметов. Такой строгий порядок обеспечивался в связи с большим семейством (8-15 человек). Поэтому особое внимание уделялось воспитанию девушек, умению поддержать порядок. Девушка в доме в любое время суток, даже ночью была готова найти любую вещь. Она ничего не должна была искать. Каждый предмет имел свое определенное место.
Слайд 7
Неподражаемость хаты
Крыша куреней была соломенная, камышовая или реже
деревянная. Она была четырехскатная издали воспринимаемая как круглая. К
тому же все комнаты куреня имели между собой двери, т. е. Можно было обойти по «кругу». Пожалуй, самым удивительным была конструкция карнизной части.
Слайд 8
Почти в каждой хате или избе имелись русская
печь и "красный" угол с иконой под рушником. На
стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники
Слайд 9
Рабочим местом хозяйки дома был бабий кут. В
нём все было приспособлено для ведения домашнего хозяйства и
приготовления пищи.
Слайд 10
3. Одежда.
Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш
(верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В
1810г. была утверждена единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна.
Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".
Слайд 11
3. Одежда.
Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К
середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была
унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным ношение мундира
Слайд 12
3. Одежда. Адыги.
Основными элементами национального женского костюма были
корсет, нижняя и верхняя рубахи, верхнее платье (сай), головной
убор, обувь. На голое тело девушки надевали корсет, туго обтягивающий грудь. Для девушек из зажиточных семей его делали из красного сафьяна, а для девушек из бедных - из желтой мешковины. Корсеты шили также из материи и холста.
Слайд 13
3. Одежда. Адыги.
Газыри
галуны
Башлык
Шапка
Рубаха
Шаровары
Бурка
черкеска
Слайд 15
Семейный и общественный быт.
В начале заселения Кубани преобладали
холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины
XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.
Слайд 16
Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак,
достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан
посещать строевые занятия в станице.
Слайд 17
Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках".
Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья;
после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.
Казаки широко отмечали в станицах
Святки (с 25 декабря по 6 января),
Масленицу (по приходе весны),
Пасху,
Троицу (наступление лета) и другие праздники.
Слайд 18
Фольклор.
У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и
думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу
песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.
Слайд 19
Фольклор.
В линейных станицах преобладал донской фольклор с
жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие
о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.
В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.
Слайд 20
«Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов
своих,— отмечал Хан-Гирей,— сберегаема для приема гостей».
Гость пользовался
особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное»,— писал Ш. Ногмов.
Слайд 21
В XVIII - первой половине XIX вв. у
адыгов сохранялась семейная община. В такой общине могло быть
до 100 человек. Семейная община обозначалась терминами унэгъошхо -большая семья, бынышху - большое гнездо, унэгъошхо — густая семья. Для семейной общины были характерны коллективное производство и потребление. Общиной руководил отец семьи, а после смерти его - старший сын.