Слайд 2
Серебряный век
Поэзия рубежа двух
веков, в отличие от лирики XIX века, представляла собой
не единую монолитную систему (этакое общее поэтическое "русло"), а множество направлений, течений, групп (сравним это с речной "дельтой"); иногда творчество одного поэта представляло собой целое течение (например, поэзия М.Цветаевой). В это время можно говорить о продуктивной творческой борьбе - за читателя, за нетрадиционные формы, за право считаться "первым" в художественных открытиях и т.д
Слайд 3
А.Кручёных
Вот как высказывался поэт А.Крученых
в статье "Слово как таковое", 1913 (сохраним пунктуацию автора):
"... У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел...
Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко- и словосочетания:
дыр бур щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз
(кстати в этом пятистишии больше русского национального чем во всей поэзии Пушкина)не безголосая томная сливочная тянучка поэзии... а грозная баячь (...) язык должен быть прежде всего языком и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря".
Слайд 4
Серебряный век
В это же
время даже привычная графика, то есть запись стихов перестала
устраивать поэтов - и появляются новые, нетрадиционные формы записи: "лесенка" В.Маяковского, "говорящие" знаки препинания А.Блока и М.Цветаевой:
Слайд 5
Константин Бальмонт
В своей поэзии Бальмонт пользовался музыкально-звукоподражательными свойствами
словесных звучаний. В стихотворении «Кони бурь» (1910) звук р
в сочетании с иными звуками подражает раскатам грома, метафорически выраженного через ржание коней:
Слайд 6
«Кони бурь» (1910)
Ржали громы по лазури,
Разоржались
кони бурь
И, дождавшись громкой бури, Разрумянили
лазурь.
Громы, рдея, разрывали
Крепость мраков, черный круг,
В радость радуги играли,
Воздвигали рдяность дуг...
Слайд 7
«Шорохи» (1910)
Шорох стеблей, еле слышно шепчущих,
Четкое в чащах чириканье птиц,
Сказка о
девах, в заклятии спящих, Шелест седых, обветшавших страниц...
Слайд 8
«Тоска степей»
Звук зурны звенит, звенит, звенит,
звенит, Звон стеблей, ковыль, поет, поет, поет, Серп времен
горит сквозь сон, горит, горит,
Слезный стон растет, растет, растет, растет...
Слайд 11
Хокку
Стихотворения из
трёх строчек
Слайд 13
Басё
Не слишком мне подражайте!
Взгляните, что
толку в сходстве таком?
Две половинки дыни.
Слайд 14
Басё
Весна уходит.
Плачут птицы. Глаза у рыб
Полны
слезами.
Слайд 15
Басё
В чарку с вином,
Ласточки, не уроните
Глины
комок.
Слайд 16
Оницура
Скелеты свои
Люди в шелка завернули.
Глядят на цветы.
Слайд 17
Кикаку
Камнем бросьте в меня!
Ветку цветущей вишни
Я
сейчас обломил.
Слайд 18
Кикаку
Мошек легкий рой
Вверх летит - плавучий
мост
Для моей мечты.
Слайд 19
Кикаку
Качается, качается
На листе банана
Лягушонок маленький.
Слайд 20
Танку
Стихотворения
из пяти строчек
Слайд 21
Таясу Мунотэкэ
Свирепая буря
С деревьев срывает
листву -
Сегодня впервые
Я вспомнил с тоской запоздалой
О красках осеннего
сада. Осенняя буря
Не плачет навзрыд,
Но пламени молча отдавшись,
Горит светлячок, -
Наверное, так же, как я,
Любовным недугом объят...
Слайд 23
Татибана Акэме
Право, приятно,
Когда просидишь целый день
Дома
за книгой,
Вдруг у ворот услыхать
Близких друзей голоса.